Союз пешеходов®
межрегиональное общественное движение за права пешеходов

Скорость или Жизнь?

 

Ходить или ездить? Почему бы не ездить  в городах быстрее? Эти проблемы активно обсуждаются во всех регионах России, особенно в Москве, где власти объявили о намерении ограничить скорость в пределах Садового кольца до 40 км/час.

Многие автомобилисты рассматривают это намерение как наступление на свои права, а их главный аргумент: «почему нужно ограничивать скорость, например на Бульварном кольце, если я могу там ездить на своем автомобиле значительно быстрее?». На сайтах и  в блогах предлагается принимать решение по этому вопросу голосованием водителей, однако никто из любителей быстрой езды (а в России, как известно, это любят все), не знаком со статистикой наездов на пешеходов на улицах городов.

Напомню, что  города — это место обитания и воспроизводства  в первую очередь пешеходов. Нас, пешеходов, в несколько раз больше, чем автомобилей в России, значит наши интересы в населенных пунктах имеют преимущество перед интересами тех, кто считает себя автомобилистом. «Города – для пешеходов» – этот принцип реализован во всех развитых странах мира, а там живут такие же люди, как и у нас.

Справедливости ради,  надо отметить, что полной статистики о наездах на пешеходов в свободном доступе у нас нет. Изредка статистика появляется  в виде аналитических материалов на сайте ГИБДД,  а то, что можно увидеть в ежемесячной статистике на этом сайте,  касается только  пешеходов, ставших виновниками ДТП, как будто невиновных в ДТП пешеходов в России не бывает.

Возможно, этой информации нет  потому, что о количестве пешеходов, невиновно сбиваемых на улицах городов, гражданам лучше не напоминать, чтобы они не боялись выходить на улицу. Но о реальном положении  дел на дорогах должны знать все: и пешеходы и водители и органы исполнительной и  законодательной власти, принимающие решения по обеспечению безопасности на дорогах, иначе однажды получится, что мир, в котором мы живем, совсем иной, чем мы себе представляли.

Анализ реальной ситуации на дорогах, и является целью настоящей публикации.  Предупреждаю: слабонервным лучше не читать.

Пешеходов в России сбивают везде: на пешеходных переходах, на тротуарах, остановках общественного транспорта, во дворах, на автодорогах. За 4 месяца 2014 г. в России в результате 16566 ДТП было сбито 17276 пешеходов, в том числе 1950 – погибло (рост 9,5%).  Особая зона риска – пешеходный переход.  

В России за 6 месяцев 2014 г. количество наездов на пешеходных переходах составило 7773 (рост 6,3%), количество погибших    450 человек (рост 18,1%), количество раненых -7795 человек (рост 5,4%).

В Москве в результате 731 наезда (рост 19,1%) погибло 45 (рост 18,4%) и ранено 734 пешеходов (рост 19,7%). 

В Центральном федеральном округе (худшем по показателям из округов), в результате 2138 наездов (рост 18,6%) погибло на пешеходных переходах 154 (рост 43,9%), ранено 2119 человек  (рост 17,7%). За исключением Тульской, Рязанской и Воронежской областей, везде в ЦФО наблюдаются крайне неблагоприятные тенденции.  Например в  Орловской  области количество наездов увеличилось на 186,4% , количество раненых на 165,2%.

Количество наездов на пешеходов на тротуарах, остановках общественного транспорта и во дворах домов остается весьма значительным.  По итогам 4 месяцев 2014 г. в России было зафиксировано 1802 наезда, в которых погибло 112 и ранено 1748 человек. В некоторых регионах количество таких наездов  увеличивается, в частности, в Москве рост составил 13,2% . 

Вспомним, что на пешеходных переходах три года назад сбивался каждый третий пешеход. Пешеходы стали законопослушнее,  суммарное  количество наездов на них уменьшилось, однако на сегодня  практически каждый второй пешеход  сбивается на пешеходных переходах или на тротуарах, остановках общественного транспорта и во дворах домов – там, где пешеход считает себя в безопасности! Этот показатель растет с 2004 г. без остановок! 

Вне городов на автодорогах также неблагоприятная ситуация по погибшим. За 4 месяца 2014 г. был зафиксирован 1671 наезд (+0,2%), в которых погибло 735 пешеходов (рост 9,9%).

Таким образом, мы имеем резкий рост количества ДТП, погибших и пострадавших на пешеходных переходах и тротарах, рост погибших на автодорогах. К сожалению, этот рост прогнозировался  «Союзом пешеходов». Мы ожидали ухудшения ситуации на дорогах после сентября 2013 г., когда Госдумой была повышена ненаказуемая скорость  на улицах городов до 80 км/час, что равно 23 метрам в секунду.

Причина возникновения проблемы в том, что при принятии Госдумой поправки,  увеличивающей  величину ненаказуемого превышения скорости с 10 до 20 км/час, была отклонена другая поправка, ужесточающая,  вплоть до ареста, ответственность водителей за повторные грубые нарушения скоростного режима. В результате, риски от  повышения скорости не были компенсировано повышением ответственности водителей.

Еще в сентябре  2013 г. мы договорились с инициатором этой поправки, Первым заместителем Комитета Госдумы В.И. Лысаковым, о том, что будем проводить мониторинг ситуации. В апреле 2014 г., при поддержке  ГУ ОБДД МВД России, мы  приступили к анализу статистики, предоставленной ГИБДД,  и на сегодня, можно сказать, что есть все основания, чтобы   вернуться к вопросу скоростного режима в городах. Вот статистика, предоставленная ГУ ОБДД МВД Росси, которая позволяет сделать вышеприведенный вывод:

Изменение в количестве наездов, погибших и раненых

пешеходов на пешеходных переходах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в %.

Центральный федеральный округ

 

2013 г.

2014 г.

 

9 мес.

10 мес.

11 мес.

12 мес.

1 мес.

2 мес.

3 мес.

4 мес.

5 мес.

 6 мес.

Изменение наездов

-0,9

-0,7

+3,8

+6,4

+62,1

+38,7

+25,5

+27,3

+22,4

+18,6

Изменение

числа погибших

-12,2

-9,1

-1,6

+2,8

+95,0

+109,4

+33,3

+55,6

+56,2

+43,8

Изменение

числа раненых

-2,4

-1,9

+2,7

+5,4

+63,4

+36.6

+28,2

28,9

21,4

+17,7

                       

 

г. Москва

 

2013 г.

2014 г.

 

9 мес.

10 мес.

11 мес.

12 мес.

1 мес.

2 мес.

3 мес.

4 мес.

5 мес.

 6 мес.

Изменение наездов

-3,9

-1,2

+1,3

+2,0

+86,0

+44,3

+25,5

+24,6

+19,7

+19,1

Изменение числа

 погибших

-1,0

-1,4

+3,7

0,0

+88,9

+83,3

+33,3

+12,9

+23,5

+18,4

Изменение

числа раненых

-8,5

-5,4

-2,4

-1,2

+101,0

+48,2

+28,2

+26,4

+20,4

+5,8

                       

Аналогичные тенденции прослеживаются и в целом по Российской Федерации,

Анализируя таблицы, становится ясно, что положительные тенденции, связанные с уменьшением ДТП и пострадавших за 8 месяцев  2013 г., начали исчезать начиная с сентября 2013 г. (суммарные показатели аварийности с сентября начали ухудшаться). За январь-ноябрь и январь- декабрь показатели безопасности поменяли знак с минуса на  плюс и этот «+» одновременно обозначает крест над могилами погибших на дорогах….

Причины наездов не изменились: пренебрежение законом  (в том числе превышение скорости), плохая водительская подготовка, невнимательность (неспособность концентрироваться), употребление алкоголя, неудовлетворительные дорожные условия и т.д.  

 Большинство граждан считает превышение скорости главной причиной наездов на пешеходов по вине водителей. Однако, по данным за 4 месяца 2014 г. из-за превышения скорости в России было совершено лишь 1323 наезда, что составляет всего 8% от общего количества наездов за тот же период. Таким образом, 92% от всех наездов на пешеходов не связаны с превышением скорости, сверх разрешенной. Водители, не превышавшие скорость, но сбившие  пешеходов думали, что они могут безопасно ездить по улицам городов  с  разрешенной скоростью, но в итоге убили или ранили человека. Причина простая: разрешенная скорость слишком велика, не обеспечивает безопасности.

Дело в том, что водители и дороги в России, не лучше, чем водители и дороги в Европе, но скорость в населенных пунктах развитых стран Европы (где  безопасность несравненно выше чем в России), не превышает 40-50 км/час.  Это рекомендация Всемирной организации здравоохранения, результат серьезных исследований, подтвержденных практикой.  Россия идет своим путем, ведь какой русский не любит быстрой езды… Итог  — 27 -30 тысяч погибших на улицах городов и на дорогах и  250 – 300 тысяч раненых ежегодно.

Речь идет не только об опасности для  пешеходов. Ухудшились общие  показатели аварийности.  По России в целом и, особенно, по Центральному федеральному округу с сентября 2013 г.  зафиксирован рост количества ДТП с погибшими и пострадавшими. По итогам 6 месяцев 2014г., рост количества ДТП в ЦФО составил 25,1 %  (10575 ДТП), рост числа погибших –  18,8 %  (2184 человека), рост числа раненых — 18,1% (13972 человека). При этом в регионах,  где невозможно разогнаться на дорогах из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия, число погибших и раненых не увеличилось.

Надеюсь,  что читатели согласятся со мной, что  рассуждая о скорости более 50 км/час на улицах городов, речь идет о выборе между скоростью и жизнью многих пешеходов.

    

Союз пешеходов     

© Межрегиональное общественное движение за права пешеходов «Союз Пешеходов»®, 2010-2024