Союз пешеходов®
межрегиональное общественное движение за права пешеходов

Наши цели

Обращение
Председателя Движения «Союз пешеходов» Владимира Соколова

Количество аварий, пострадавших и погибших на дорогах, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, наметившиеся в последние два года, остаются неприемлемыми для большинства граждан России.
Ситуация на дорогах изменяется очень медленно. Причин можно назвать много, но если не рассматривать причины, связанные с ограниченными возможностями бюджета и исторической неразвитостью дорожной сети России, главной является проблема эффективности и полноты реализации принятых решений.

Опыт европейских стран показывает, что любые усилия государства по повышению безопасности дорожного движения могут принести желаемый эффект только при поддержке и понимании участников дорожного движения: автомобилистов, пешеходов, а также сотрудников ГИБДД организующих, обеспечивающих и активно участвующих в дорожном движении. У каждой из этих групп участников дорожного движения есть свои законные интересы, не всегда совпадающие.

Автомобилисты уже давно имеют несколько объединений, защищающих их права. Пешеходы, являющиеся физически наименее защищенными на дороге, не были объединены, и из года в год несут огромные потери. Даже на обозначенных пешеходных переходах, пешеходов сбивают, на дорогах гибнут сотни детей. Эпизодически общественность возмущается вопиющими случаями гибели своих граждан — пешеходов, затем все стихает до новой трагедии.

До сих пор пешеходы не вели систематического диалога с законодательной и исполнительной властью, не пытались стать активной и инициативной стороной общих усилий государства и общества по повышению безопасности дорожного движения.

При этом пешеходам есть что предложить, у нас есть далеко не полностью реализованные права, например пешеход имеет право на компенсацию вреда здоровью по Закону об ОСАГО, однако такие компенсации получают единицы из десятков тысяч пострадавших.

Нам нужны не только новые подземные и надземные пешеходные переходы и светофоры, нам нужна эффективная социальная реклама, образовательные программы по безопасному поведению на дороге, своевременное оказание помощи, а главное – активная профилактика нарушений, как со стороны водителей, так и пешеходов, цель которой — убедить водителя уважать пешехода и убедить пешехода уважать водителя.

«Союз пешеходов» создан, чтобы сдвинуть стереотипы поведения на дороге пешеходов и водителей в сторону взаимного уважения, убедить законодателей в необходимости обеспечить права пешеходов на практике при проектировании и строительстве дорог, помочь воспитанию новых поколений грамотных пешеходов, которые смогут стать хорошими водителями, помочь пешеходам, ставшим жертвами ДТП.

В.Соколов
Председатель Центрального Совета
Межрегионального общественного движения
за права пешеходов «Союз пешеходов»

В целях повышения эффективности принимаемых Правительством РФ, региональными и муниципальными органами исполнительной власти мер по повышению безопасности дорожного движения, уменьшения травматизма пешеходов на дорогах и скорейшей реабилитации граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, МОД «Союз пешеходов» предлагает:

1. Внести изменения в Закон об ОСАГО (совместно с МООТ «Свобода Выбора) в интересах пострадавших в ДТП участников дорожного движения: пешеходов, водителей, пассажиров (текст прилагается), предусматривающие: выплату ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ компенсаций за тяжкий или средней тяжести вред здоровью ВСЕМ пострадавшим в ДТП гражданам (пешеходам, водителям, пассажирам) в размере 20% и 40% от максимальной суммы компенсации без предоставления подтверждающих документов (последнее поддержано Минфином РФ.)

Принятие указанных поправок будет способствовать более качественному лечению пострадавших и снизит тяжесть последствий для здоровья от полученных травм. В настоящее время выплаты можно получить только после завершения лечения — через 12 — 18 месяцев, предоставив массу справок и выписок, и преодолев бюрократические редуты, поэтому лишь менее 1% пешеходов и менее 3% водителей обращаются в страховые компании за компенсацией понесенных затрат. Но деньги на лечение требуются незамедлительно! Учитывая, что Минфин предложил увеличить максимальный размер выплат за вред здоровью по ОСАГО до 500 тыс. руб., мы предлагаем выплачивать пострадавшим ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ компенсацию в размере 20 и 40% от максимальной суммы через один месяц после ДТП. В этом случае многие смогут получить необходимое платное лечение, которое по разным причинам не может быть предоставлено в рамках обязательного медицинского страхования).

Кроме того, поправки призваны уровнять возможности пешеходов и водителей по получению информации о страховой компании виновника ДТП, а также учитывают специфику человека, получившего тяжкие телесные повреждения, и в связи с этим, неспособного выполнить ряд требований Закона об ОСАГО.

2. Предусмотреть в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2018 г.г. разделы:

2.1 «Выявление мест концентрации дорожно — транспортных происшествий с пешеходами на федеральных и региональных дорогах и создание на базе ГЛОНАСС Интерактивной карты мест концентрации дорожно-транспортных происшествий для их последующей ликвидации».

2.2 «Ликвидация выявленных мест концентрации дорожно-транспортных происшествий» и считать выполнение плановых показателей этого раздела, наряду с показателями по общему уменьшению количества погибших и пострадавших в ДТП, основным показателем для оценки успешности или неуспешности реализации Федеральной целевой программы.

2.3 Финансирование изготовления роликов социальной рекламы по безопасности дорожного движения, в том числе для детей различных возрастных групп с учетом специфики их восприятия.

3. Обязать телевизионные компании, имеющие в уставных капиталах долю государства, бесплатно транслировать в прайм-тайм социальные видеоролики по безопасности дорожного движения, в объеме не менее 5% от времени, выделенного на рекламу.

4. Учитывая, что наезды на пешеходов на пешеходных переходах в последнее время составляют четверть всех наездов на пешеходов и на 90% происходят по вине водителей, принять комплекс мер для обеспечения безопасности пешехода на «зебре»:

4.1. Внести изменения в КОАП: повысить штрафы за проезд на красный свет регулируемого пешеходного перехода до 1700 рублей, учитывая особую потенциальную опасность данного нарушения правил дорожного движения.

4.2. Предусматривать при проектировании пешеходных переходов дополнительное освещение пешеходных зон, имеющих окраску «зебра».

4.3. Предусматривать при проектировании и строительстве пешеходных переходов создание искусственных неровностей при подъезде к пешеходному переходу, которые будут дополнительно информировать водителя о приближении к пешеходному переходу и заставлять его снизить скорость, чтобы пропустить возможного пешехода, даже если он его не водит.

4.4. Предусматривать при проектировании и строительстве пешеходных переходов повышение (относительно полотна дороги) зоны пешеходного перехода, обозначенного знаком «зебра» на 3-4 сантиметра, с целью гарантированного снижения скорости автомобиля при подъезде к пешеходному переходу.

4.5. Отказаться от нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных дорогах, где происходит основное количество наездов на пешеходов (из-за того, что водители, двигающиеся по левым полосам, не видят пешехода за автомобилем, двигающимся по правой полосе дороги), заменяя их регулируемыми пешеходными переходами.

4.6. Оборудовать не менее 20% регулируемых пешеходных переходов камерами видеофиксации проезда транспортного средства на красный сигнал светофора.

4.7. Оборудовать не менее 20% нерегулируемых пешеходных переходов камерами фиксации превышения скорости движения в зоне пешеходного перехода.

5. Предусматривать при проектировании и строительстве дорог в населенных пунктах пешеходные ограждения в местах, где нет пешеходных переходов, но вдоль дорог имеются общественно значимые объекты инфраструктуры (остановки общественного транспорта, магазины, государственные или муниципальные учреждения и т.п.), чтобы снизить мотивацию пешехода перейти дорогу в неположенном месте. Предусмотреть дооборудование действующих дорог пешеходными ограждениями.

6. Учитывая, большое количество наездов на пешеходов, двигающихся вдоль автомобильных дорог по обочине (из-за отсутствия других вариантов передвижения):

Предусматривать при проектировании и строительстве дорог между близко расположенными населенными пунктами (до 5 километров) пешеходных дорожек на обочине, отделенных ограждениями от проезжей части дороги или удаленных от проезжей части более чем на 2 метра. Предусмотреть дооборудование действующих дорог пешеходными ограждениями или пешеодными дорожками.

7. Учитывая, что переход дороги в неположенном месте занимает первое место среди причин гибели и травматизма пешеходов, а основной причиной нарушения правил перехода дороги является отсутствие поблизости пешеходного перехода предлагается:

Изменить ГОСТ Р 52766 — 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА», п. 4.5.2.1: «Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м…..», вернув действовавшие до введения этого ГОСТа требования по максимальному расстоянию между пешеходными переходами в населенных пунктах — от 120 до 150 метров, и предусматривая, где необходимо, строительство надземных или подземных пешеходных переходов.

8. Учитывая повышенный травматизм пешеходов в темное время суток на неосвещенных участках дорог (в том числе на неосвещенных пешеходных переходах), принять Закон об обязательном ношении на верхней одежде в темное время суток светоотражающих элементов, предусмотреть бесплатное обеспечение школьников таким светоотражающими элементами (подвесками, наклейками, накидками), а также обеспечивать ими молодых родителей и пенсионеров.

9. Увеличить в начальных классах школ количество учебных часов по безопасности дорожного движения для практических занятий в игровой форме на базе мобильных автогородков и школьных Уголков дорожной безопасности, уделяя этому по 15 минут еженедельно за счет других уроков или перемен.

10. Разработать Государственную программу реабилитации граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и получивших тяжкий или средней тяжести вред здоровью (с учетом того, что часто — это люди детородного возраста, на иждивении которых находятся дети, и им требуется возможность вернуться к какой-то полезной деятельности, самостоятельно двигаться и работать).

Предложения одобрены решением Центрального Совета МОД «Союз пешеходов» 05.08.2011 г.

© Межрегиональное общественное движение за права пешеходов «Союз Пешеходов»®, 2010-2024