Введение социального и добровольного страхования гражданской ответственности пешеходов

В связи с обращениями граждан, обеспокоенных циничным преследованием со стороны ОСАО «Ингосстрах» и других страховых компаний пешеходов, ставших виновниками ДТП по неосторожности, а также семей убитых в результате наезда автомобиля, пешеходов, МОД "Союз пешеходов" провел анализ причин возникновения проблемы.

Впервые на проблему было указано в статье «Попал под машину – плати» в Российской газете» от  7.11.2012 г. с нашим кратким комментарием. Суть проблемы: в соответствии с ГК РФ пешеход, пострадавший в ДТП имеет право на компенсацию вреда здоровью, причиненному лицом, управлявшим средством повышенной опасности (автомобилем), независимо от  вины пешехода (ст. 1079 ГК); в соответствии со ст. 1064 ГК виновник причинения вреда (в нашем случае - пешеход) обязан компенсировать потерпевшему (водителю) причиненный материальный ущерб; Конституцией РФ жизнь и здоровье провозглашены  главной ценностью нашего общества.  

Таким образом, формально страховые компании действуют в рамках законодательства.

В результате проведенного нами анализа   выявились серьезные противоречия: стоимость человеческой жизни в России официально не определена, официальная методика оценки вреда здоровью отсутствует, судьи принимают решение о сумме материального возмещения за причиненный вред здоровью на основе собственных представлений и аналогичных решений, вынесенных другими судами.       

Правоприменительная  практика по оценке стоимости причиненного вреда здоровью такова: за смерть потерпевшего – до 1 мл.н. руб., за инвалидность в результате ДТП по вине водителя – до 500 тыс. руб, за вред здоровью средней тяжести – до 100 тыс. руб., за вред легкий  здоровью – до 15 тыс. руб. При этом стоимость человеческой жизни в развитых Европейских странах оценивается от 600 тысяч до 1,5 млн. евро, в США – более  3 млн. долларов.  

Иная ситуация в оценке материального ущерба, полученного автомобилем в результате ДТП: методика оценки ущерба по закону об ОСАГО утверждена Правительством РФ, ущерб по КАСКО оценивается независимыми экспертными организациями и сертифицированными экспертами, а судьи принимают решения на основании заключений экспертов.

Стоимости автомобилей со времени принятия Конституции РФ выросли многократно и сейчас на дорогах России нередки автомобили стоимостью 3 – 10 миллионов рублей, при этом стоимость запасных частей и ремонта выросли еще больше.

С другой стороны, в России отсутствует страхование гражданской ответственности пешеходов, в отличии от страхования гражданской ответственности водителей.   

В условиях появления на страховом рынке тенденции погони за сверхприбылью, и циничного отношения к человеку, получившему вред здоровью или жизни, что противоречит целям страхования, и одновременно может привести к тому, что получивший травмы пешеход лишится возможности восстановить свое здоровье и  лишиться средств к существованию, мы считаем необходимым ограничить законодательно (см. наши предложения по внесению изменений в ГК)  возможности страховых компаний по суброгации в отношении пешеходов, ставших виновниками ДТП по неосторожности, а также ограничить суммы претензий к пешеходам со стороны водителей, управляющими средство повышенной опасности,  в зависимости от полученных пешеходами сумм возмещения за вред здоровью и моральный вред.

Но одновременно, считаем необходимым ввести новый вид обязательного социального страхования для детей, несовершеннолетних, инвалидов, а также для пешеходов пенсионного возраста: «Страхование гражданской ответственности пешеходов» (финансироване - за счет социальных статей бюджета).

Для  групп граждан, не охватываемых обязательным социальным страхованием гражданской ответственности пешеходов, должно быть введено Добровольное страхование гражданской ответственности пешехода.