Союз пешеходов®
межрегиональное общественное движение за права пешеходов

В Москве появились опасные пешеходные переходы – «диагональные».

   «Союз пешеходов» неоднократно высказывал свою позицию относительно  «диагональных» пешеходных переходов. Однако 9 таких переходов появились в Москве на регулируемых перекрестках — пока  в качестве эксперимента.  Почему диагональные переходы  опасны:

1.  Пешеходные переходы  в России — зона повышенной опасности для пешеходов.             В России, особенно в крупных городах, с 2004 г. наблюдается рост наездов на пешеходов на пешеходных переходах. В прошлом году их количество в целом по стране составило 19650  (рост 10,3% ), в них пострадало  20939  человек, в том числе  погибло — 1243 человек (официальные данные, предоставленные ГИБДД). Практически,  четыре  из 10 пострадавших пешеходов сбивается на пешеходном переходе. В 87% этих наездов виноваты водители.        По итогам 6 месяцев 2014 г. в Москве зафиксирован 731 наезд на пешеходном переходе (рост 19,1%0, в которых погибло 45 (рост 18,4%) и ранено 734 человека (рост 19,7%).

  Чем дольше пешеход находится на проезжей части, особенно на многополосных дорогах, тем выше шансы быть сбитым. При этом, регулируемые пешеходные переходы совсем не безопаснее, чем нерегулируемые. Это подтверждено в аналитическом материале  ГУ ОБДД МВД России «О наездах на пешеходов на пешеходных переходах в 2012 году, их основных причинах и обстоятельствах». Цитата: «Основная часть (72%) наездов на пешеходов в России совершается на нерегулируемых пешеходных переходах . На регулируемые пешеходные переходы приходится более четверти (28%) рассматриваемых происшествий, что несколько выше удельного веса регулируемых переходов среди всех таких объектов (23,1%)….».

Переход по диагональному переходу требует на 30-50% больше времени, соответственно  увеличивается и  риск наезда на пешехода, которому сложнее добежать до спасительного тротуара по «диагонали», чем по «катету». Зачем это нужно пешеходу – большой вопрос.

Время перехода для диагональных переходов в Москве  увеличено в 2 раза. Водители ждут в 2 раза больше – они от этого не в восторге, но за это время пешеход может  безопаснее для себя,  пересечь  две дороги, по традиционным переходам перекрестка, убедившись, что автомобили стоят…  
2. Пешеход лишается шанса уклониться от столкновения с автомобилем.  

       Так как путь по диагональному переходу лежит на пересечении двух пересекающихся дорог, пешеход вынужден идти спиной к автомобилям, двигающимся в сторону пешехода под углом 45 градусов со стороны спины, а перед ним находятся две дороги с автомобилями, двигающимся к пешеходу под углом 45 градусов со стороны груди. Пешеход физически не имеет возможности увидеть, все ли автомобили сзади него остановились, чтобы его пропустить. При этом, водители часто «отвлекаются» от дороги написанием СМС, поиском информации в навигаторе, разговорами и т.п. – это одна из распространенных причин наездов на пешеходов.

        Учитывая ненаказуемую скорость в городах 80 км/час или 23 метра в секунду, задача выявить опасно приближающиеся транспортные средства с четырех сторон и оценить их скорость, двигаясь по диагональному переходу, представляется невозможной. Но от этого зависит жизнь и здоровье пешехода…

3.  В темное время суток шансы быть сбитым резко повышаются.

 

Ночью, после 23 часов, в Москве и других городах светофоры, как правило, переключаются на мигающий режим – пешеходный переход превращается в нерегулируемый. (Напомню, что идея диагональных переходов подразумевает их использование на регулируемых переходах). При этом, видимость пешехода в темное время суток  резко снижается. Очевидно, что вероятность  быть сбитым в темноте на диагональном переходе становится еще более высокой.

Кроме того, согласно п. 4.5 ПДД « На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Таким образом, после 23 часов,  пешеход должен глядя назад  идти вперед, или пройдя половину пути остановиться и оценить скорость приближающихся со стороны спины автомобилей, но при этом он находится на полосе встречного движения и нужно смотреть за встречными автомобилями также.

  4. Разрушается стереотип безопасного поведения пешехода на дороге

Один из принципов безопасного пересечения дороги – пересечение  ее по кратчайшему расстоянию, что предусмотрено в  пункте 4.3 ПДД, который предписывает пешеходам вне пешеходного перехода, для их безопасности пересекать проезжую часть под прямым углом. Этот принцип до сих пор был реализован при обустройстве практически 100%   регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов, это является, по сути,  стандартом, Поэтому, независимо от знания ПДД, пешеход никогда не задумывался как переходить дорогу – по диагонали или под прямым углом (хотя даже это не спасает от наезда).

Теперь появляются диагональные переходы, которые разрушают стереотип безопасного поведения пешехода: если можно на пешеходном переходе – можно и вне пешеходного перехода.

Кстати, новый пример разрушения стереотипов безопасного поведения водителей, также недавно появился в Москве – это разрешение поворота на перекрестках направо на красный свет. То, чему учили с детства и в автошколе – «красный свет — проезда нет» — теперь не соответствует ПДД. Нельзя, но можно! Но  в аварийноопасных ситуациях водителю думать некогда  — решения должны принимаются мозгом со скоростью  бессознательных рефлексов – например рефлекса отдергивания руки от горячего предмета.  Если принятие правильного решения требует раздумий, то автомобиль за это время успеет проехать несколько метров, которые могут стоить кому-то жизни, здоровья, а автомобилю  — повреждения.   

Справедливости ради,  неуважение к Правилам дорожного движения, законодательно посеяно давно. Только в России и некоторых бывших странах соцсодружества ненаказуемое превышение скорости было определено в 10 км/час, что  вначале обосновывалось погрешностью прибора измерения скорости, а затем ничем, кроме  желанием водителей ездить быстрее.

С сентября 2013 г. в КоАП внесено изменение в  ненаказуемое превышение скорости в 20 км/час. Как и прежде, но в большей степени, это отменяет в России все знаки ограничения скорости на дороге. Водитель знает, что требования ПДД и знака «ограничение скорости» можно не исполнять, самостоятельно производит в уме вычисления, но главное, что водитель отменяет требование знака «ограничение скорости» и самостоятельно принимает решение с какой скоростью ехать. Стереотип обязательно исполнения закона сломан.

Возникает вопрос: а нужно ли исполнять требования  других пунктов ПДД? — об этом можно подумать — и водитель думает, каждый раз решая для себя нарушать или не нарушать.

Это неизбежно приводит к росту дорожно – транспортных происшествий. Мало кто знает, что количество обращений от водителей, чьи автомобили  пострадали в ДТП за выплатами в  Российской союз автостраховщиков,  растет непрерывно и превысило    2 миллионов 700 тысяч.

5. Создается неопределенность в Правилах дорожного движения.

Важный вопрос касается определения зоны пешеходного перехода и места наезда автомобиля на пешехода, переходившего по диагональному переходу если такой наезд произошел.

В соответствии с ПДД,  ««Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2*(3) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.»

 Если пешеход был сбит на пешеходном переходе – виноват водитель, а если перебегал дорогу в 1-2  метрах около пешеходного перехода  — суд может признать виновным пешехода.

Необходимо признать в ПДД зоной диагонального пешеходного перехода, зону между знаками 5.19.1 и 5.19.2 «пешеходный переход», иначе невиновные пешеходы будут виноваты.

Особые проблемы могут возникнуть, когда диагональный пешеходный переход по любым причинам превратился в нерегулируемый, например зимой, когда «зебра» на дороге занесена снегом или весной,  когда старая зебра уже стерлась, а новая не нанесена. Союз пешеходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Межрегиональное общественное движение за права пешеходов «Союз Пешеходов»®, 2010-2024