Проблемы, с которыми мы не хотим мириться

                              Председатель Движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов

Мы не хотим мириться с тем, что за год  на дорогах России гибнет  около 9 тысяч, получают  ранения более 60 тысяч пешеходов, а каждый седьмой из раненых становится инвалидом    

 

                            

 

Основные проблемы и необходимые меры для 

  обеспечения безопасности  пешеходов России.

В России  ежегодно совершается около 70 тысяч наездов на пешеходов:  каждое третье ДТП с пострадавшими – это  наезд на пешехода. В крупных городах до половины всех ДТП     наезды на пешеходов, из них на пешеходных переходах в городах происходит каждый ТРЕТИЙ наезд на пешехода, в том числе по вине водителей -  в 86% случаев.

 В последние несколько лет в результате ДТП гибло от 8,7 до 10 тысяч пешеходов ежегодно. Каждый седьмой из пострадавших в ДТП, т.е около 10 тысяч пешеходов в год  становятся  инвалидами.

 Итоги 2011 г. также неутешительны: после некоторого снижения показателя смертности пешеходов в 2010 -2011 г.г., опять наметился его рост.     

Крупные города в России, к сожалению, - не самое лучшее место для пешехода.  Особую озабоченность в последние годы вызывает рост числа наездов на пешехода на пешеходных переходах, которые, как правило, происходят по вине водителей и имеют тяжкие последствия.

Вступая на «зебру» пешеходного перехода, пешеход считает себя защищенным Законом, однако на практике,  «зебра» пешехода не защищает!         

Наезды на пешеходных переходах – самая острая проблема пешеходов на сегодняшний день. Ее разрешение вполне возможно, но требует инвестиций и комплексного подхода, обеспечивающего одновременное решение некоторых традиционных для российских пешеходов проблем.

Второй острейшей проблемой является плохая видимость пешехода в темное время суток.  По статистике 2010 г. наезды на пешехода в тёмное время суток составили 39,5% всех ДТП, что превышает дневной показатель примерно на 10%, а риск получить смертельные травмы в тёмное время для пешеходов повышается  на 43,9%.  Именно в этот период гибнет более двух третей (69,1%) от всех погибших пешеходов.      

Причины высокого травматизма пешеходов на дорогах можно условно разделить на «Основные», к которым отнесли факторы, связанные с условиями передвижения пешеходов по дорогам и «Субъективные», к которым относятся причины, связанные с культурой, воспитанием, законодательным стимулированием исполнения требований Правил дорожного движения.  

Основные причины травматизма, связанные с условиями

передвижения пешеходов по дорогам:

 - несоответствие действующих требований по безопасности для  одноуровневых пешеходных переходов современным скоростным режимам движения (особенно при отсутствии контроля за скоростью движения автомобиля) и интенсивности транспортных потоков автомобилей и пешеходов:

- использование нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных дорогах, которые не позволяют водителям из второй и третьей полосы увидеть пешехода, вступившего на «зебру»;

-  отсутствие у пешеходных переходов элементов активной безопасности  для принудительного снижения скорости движения автомобилей при подъезде к пешеходному переходу - с помощью искусственных неровностей и повышения уровня «зебры» над уровнем проезжей части; 

- превышение показателей интенсивности транспортных потоков для многих нерегулируемых и регулируемых наземных пешеходных переходов, что требует строительства регулируемых или подземных (надземных)  пешеходных переходов;

-  плохая видимость знаков «пешеходный переход» и разметки «зебра» и  плохая видимость пешехода водителем в темное время суток - из-за отсутствия дополнительного освещения зоны перехода, отсутствия светоотражательных знаков на одежде пешехода, плохого обзора дороги. 

- недостаточность безопасных разноуровневых пешеходных переходов (например обеспеченность ими Москвы  - 25%) и безопасных одноуровневых пешеходных переходов, что является основной причиной перехода проезжей части в неустановленном месте (14% от всех нарушений, совершенных пешеходами) и перехода проезжей части вне пешеходного перехода (25,9% нарушений), отсутствие визуальной информации о месте расположения ближайшего пешеходного перехода;

- отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек, что вынуждает пешеходов идти по проезжей части, при этом они, как правило,  выбирают не более безопасную, а более удобную сторону дороги, которая может оказаться на стороне попутного  движения, что часто приводит к тяжелым последствиям; 

- недостаточное применение пешеходных ограждений в местах дорог, опасных для их перехода пешеходами, отсутствие информационных указателей для пешеходов о ближайшем пешеходном переходе.

 Субъективные причины травматизма, связанные с  культурой,   воспитанием, законоприменительной практикой:

- неблагоприятная атмосфера взаимоотношений на дороге, сложившаяся между участниками дорожного движения, которая  проявляется в том, что водители не склонны прощать другим ошибки, помогать в затруднениях, воспринимают других участников дорожного движения как соперников в соревновании. Иногда и пешеходы, вступая на «зебру», не задумываются о том, что водитель уже очень близко от перехода и вынужден резко тормозить, чтобы пропустить пешехода; 

- практическая безнаказанность за нарушение водителем правил проезда регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов из-за отсутствия технических средств видеофиксации нарушений проезда пешеходных переходов, и реальной загруженности полицейских – сотрудников ГИБДД оформлением протоколов о произошедших ДТП, число которых, по данным Российского Союза Автостраховщиков, давно перевалило за 2 миллиона в год; 

- неправильная оценка пешеходами своей собственной видимости на дороге водителями автомобилей, невнимательность, неправильная оценка возможности автомобиля затормозить, что приводит к  неожиданным выходам пешехода на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств, сооружений, деревьев, игре на проезжей части, что приводит к ДТП; 

- возможность для водителя избежать адекватного наказания за совершенное правонарушение с тяжкими последствиями, как вследствие имеющейся  правоприменительной практики (за наезд на пешеходном переходе с летальным исходом обычно назначается условное наказание или  лишением свободы на срок 1-3 года в колонии – поселении с правом досрочного освобождения, при этом,  есть возможность вообще избежать наказания «по примирению сторон»), так и в следствии имеющейся возможности избежать наказания, скрывшись  с места преступления (чем пользуются 6% виновных водителей), а также мягкость административных санкций (размер штрафов, в основном, не превышает стоимости одной - двух заправок бака автомобиля);

- отсутствие социальной рекламы и образовательных программ в игровой и развлекательной форме для детей и взрослых на центральных каналах ТВ в прайм-тайм и недостаточность наружной рекламы на улицах по проблематике безопасного передвижения по дорогам.     

К сожалению, проблемы попавших в ДТП пешеходов, а также водителей и пассажиров не заканчиваются после доставки их в больницу. Наибольшее количество обращений в «Союз пешеходов» связано с проблемами изыскания средств на лечение, затем с компенсацией затрат на лечение, и справедливого наказания виновника аварии. На каждом из перечисленных этапов от пострадавшего и его родственников требуются серьезные усилия и определенные юридические и экономические познания.  

  Эти проблемы пострадавших в ДТП пешеходов, водителей и пассажиров могли бы быть в значительной степени решены внесением изменений в Закон об ОСАГО подготовленных  МОД «Союз пешеходов» с участием МООА «Свобода Выбора», которые   предусматривают выплату ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ компенсаций за тяжкий или средней тяжести вред здоровью через месяц после ДТП  ВСЕМ пострадавшим в ДТП гражданам. Размер выплат должен быть 20% и 40%, в зависимости от степени тяжести, от максимальной суммы компенсации, без предоставления подтверждающих документов, кроме справки о ДТП и заключения экспертизы о полученном вреде здоровью.  

 Принятие указанных поправок будет способствовать более качественному лечению пострадавших (т.к. не все виды медицинских услуг предоставляются в рамках Обязательного медицинского страхования), снизит тяжесть последствий для здоровья от полученных травм и сократит количество инвалидов.

   В настоящее время выплаты по ОСАГО можно получить только после завершения лечения. При тяжком вреде здоровью это возможно через 12 - 18 месяцев, предоставив массу справок, выписок,  преодолев бюрократические редуты. Поэтому, лишь менее 1% пешеходов и менее 3% водителей  обращаются в страховые компании за компенсацией понесенных затрат. Но деньги на лечение требуются незамедлительно!

Учитывая, что Минфин предложил увеличить максимальный размер выплат за вред здоровью по ОСАГО до 500 тыс. руб. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ компенсация в размере 100 и 200 тыс. руб. будет существенным подспорьем. Затраты, превышающие эти суммы должны быть подтверждены документально.

 Кроме того, наши поправки в ОСАГО призваны уровнять возможности пешеходов и водителей по получению информации о страховой компании виновника ДТП, а также учитывают специфику человека, получившего тяжкие телесные повреждения и, в связи с этим, неспособного выполнить ряд требований Закона об ОСАГО.