Союз пешеходов®
межрегиональное общественное движение за права пешеходов

Почему пострадавшие в ДТП не могут получить вовремя страховые выплаты по ОСАГО.

 

Проблема касается  не только  пешеходов, но и водителей и пассажиров. Юридические консультанты «Союза пешеходов» проанализировали   действующие нормативные документы и пришли к выводу,  что причина затруднений потерпевших пешеходов в требованиях Положения Банка России № 431-П «О правилах страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в дальнейшем – Положение), которые противоречат Закону об ОСАГО, неоправданно расширяют список необходимых для выплаты документов,  при этом не конкретизируют документы, необходимые для получения страховой выплаты. Все это создает непреодолимые  затруднения для граждан, пострадавших в ДТП и их родственников, в получении страхового возмещения.

Законом об ОСАГО предусмотрена возможность нескольких выплат потерпевшему в ДТП, первая из которых — за причинение вреда здоровью в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья осуществляется по нормативам установленным Правительством и может быть получена до проведения судебно-медицинской экспертизы, а последующие  выплаты – после дополнительных исследований, медицинской или судебно – медицинской экспертизы. При установлении  группы инвалидности также может быть произведена страховая выплата (доплата), если общий лимит выплат не исчерпан.

Однако, в Положении Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П “О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” предусмотрено  совершенно иное.

В частности, Пунктом 10 предусматривается:  «Потерпевший на момент подачи заявления о страховой выплате прилагает к заявлению: «… справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации  от 1 апреля 2011 года № 154 (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2011 года, регистрационный № 20671), если оформление документов о дорожно — транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции; извещение о дорожно-транспортном происшествии;  копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации. Кроме того, потерпевший в зависимости от вида причиненного вреда представляет страховщику документы, предусмотренные пунктами 4.1, 4.2, 4.4 – 4.7 и (или) 4.13 настоящих Правил.»

В приведенных цитатах имеется сразу несколько несоответствий тексту Закона об ОСАГО и другим нормативным актам:

Во-первых,  фраза «… если оформление документов о дорожно — транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции», не соответствует статье 11.1. Закона об ОСАГО: «Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции» и Постановлению Правительства от 6 сентября 2014 года № 907, которыми не предусмотрено оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции при наличии пострадавших.

Во-вторых, требование предоставить копию извещения о дорожно-транспортном происшествии противоречит п. 2 ст. 12 Закона об ОСАГО, поскольку этот документ не оформляется полицией или медицинским учреждением. К тому же, если в ДТП пострадал пешеход, он не участвуют в оформлении этого  документа и даже не знает что это такое.

В-третьих, требование  пункта 10 Положения представить страховой компании Постановление (суда) об административном правонарушении, а также документы, предусмотренные пунктами 4.1, 4.2  для выплаты за причинение вреда здоровью в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья,  противоречит п.2 ст. 12 Закона об ОСАГО, так как требуемые документы (цитата):

— выданное в установленном законодательством Российской Федерации порядке заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности – о степени утраты общей трудоспособности (в случае наличия такого заключения); справка, подтверждающая факт установления потерпевшему инвалидности или категории «ребенок-инвалид» (в случае наличия такой справки);

— выданное в установленном законодательством Российской Федерации порядке заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности – о степени утраты общей трудоспособности (п.4.2);  не относятся к выплате, предусмотренной п. 2 ст. 12, а относятся к последующим выплатам, определенным п. 3. Ст. 12 Закона об ОСАГО.

Требование пункта 10 Положения представить для получения страховой выплаты за причинение вреда здоровью в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровьяодновременно все  документы, которые могут понадобиться для доплат страхового возмещения после дополнительных медицинских исследований и даже после получения  инвалидности, лишают пострадавшего в ДТП возможности получить своевременно предусмотренную п. 2 статьи 12 Закона об ОСАГО выплату за причинение вреда здоровью в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья.

Кроме изложенного есть много иных неопределенностей, которые ставят в тупик не только пострадавших, но и сотрудников страховых компаний. Наши возражения уже направлены в Банк России.

Союз пешеходов

 

© Межрегиональное общественное движение за права пешеходов «Союз Пешеходов»®, 2010-2024