В последние годы в России продолжается рост наездов на пешеходов на наземных пешеходных переходах, количество которых выросло в 2012г. на 6 % и превысило 17,8 тысяч.
Основными причинами наезда на пешехода на пешеходных переходах являются: превышение скорости, плохая видимость пешехода, плохая видимость пешеходного перехода, алкогольное опьянение или невнимательность водителя. Вина в этих ДТП в 85,5% лежит на водителях.
Остальные 44,5 тысяч наездов на пешеходов в 2012 г. произошли при переходе дороги вне пешеходных переходов (в том числе в разрешенных Правилами дорожного движения местах), при движении пешехода вдоль дороги при отсутствии тротуара, при ожидании на остановках общественного транспорта и т.д.
В целом, в 55% случаев виновным в наезде признается водитель, и в основном причиной наезда является превышение скорости.
Пешеходы оказываются виновыми, когда они, выходя на дорогу, не смогли оценить скорость приближающегося автомобиля, расстояние до него и вычислить достаточно ли это расстояние для торможения автомобиля, с учетом времени реакции водителя. Это непростая задачка и для компьютера, но в случае ошибки пешеход признается виновным (иногда посмертно) с формулировкой «неожиданный на проезжую часть», «неожиданный выход из-за припаркованных автомобилей».
Таким образом, пешехода сбивают везде на дорогах, даже на пешеходных переходах, даже на автобусных остановках, однако в России эти показатели в десятки раз превышают показатели развитых Европейских стран.
Одна из причин – слишком высокая разрешенная скорость движения автомобилей в городах. Безопасность пешехода в первую очередь зависит от скорости с которой к нему приближается автомобиль. В Европейских странах скорость движения в городах (на дорогах, где есть одноуровневые пешеходные переходы) разрешенная скорость от 40 до 50 км/час. Даже в США скорость ограничена 50 км/час.
Дело в том, что при 60 км/час вероятность летального исхода при столкновении с пешеходом – 82%, а нормативная длина тормозного пути составляет более 40 метров (на сухой дороге у водителя с нормальной реакцией), а при 40 км/час эти показатели соответственно 20% и 20 — 25 метров.
То есть, при меньшей скорости автомобиля водитель успеет затормозить, если увидит перед собой пешехода не только на пешеходном переходе, но и вне пешеходного перехода. Даже если автомобиль собьет пешехода, то травмы будут менее тяжелыми.
Именно поэтому Всемирная организация здравоохранения рекомендовала ограничить скорость в городах ограничена до 50 км/час и этой рекомендации последовали все развитые страны.
5 февраля 2012 г. мы также предложили ограничить разрешенную скорость в городах до 50 км,час. См. http://pressria.ru/media/20130205/601360861.html (Круглый стол в РИА Новости).
Это не означают отмены повышенного скоростного режима на городских бессветофорных магистральных дорогах, например в Москве на МКАД или 3-ем транспортном кольце.
Везде, где потоки пешеходов и автомобилей разделены с помощью разноуровневых пешеходных переходов, нет необходимости снижать скорость.
Так как абсолютное большинство пешеходов сбивается в городах, снижать скорость нужно именно в городах, а не во всех населенных пунктах, где например проходят федеральные трассы — там необходимо устанавливать светофоры.
А дорогах, где остаются нерегулируемые и регулируемые наземные пешеходные переходы, снижению скорости нет альтернативы – ведь это спасенные жизни и здоровье десятков тысяч пешеходов.
Но разумеется, необходим контроль скорости автомобиля, ведь при разрешенных 60 -ти у нас ездят со скоростью 80 км/час, т.к. штрафы системами видеофиксации выписываются начиная с 83 км/час.
Снижение скорости должно эффективно контролироваться.
Нет никаких сомнений, что России – самой большой стране мира необходимы скоростные дороги. И если «Росавтодор» или частные инвесторы обеспечат при строительстве дорог Европейские стандарты безопасности, то все, включая пешеходов, будут за повышение разрешенной скорости движения по этим дорогам до 130 км/час и даже более.
Однако стандарты безопасности для скоростных дорог весьма жесткие: это обязательное разделение потоков автомобилей и пешеходов; это качество дорожного покрытия – отсутствие выбоин, бугорков, неровностей, в том числе — весной; это обеспечение хорошей видимости на магистрали и ограничение по радиусам поворотов; это безопасные съезды и наличие разгонных полос для въезда на магистраль, это освещение; карманы для аварийных остановок; гарантированная дистанция движения; оснащение через каждые 100 метров устройствами экстренной связи; уборка от снега, недопущение гололеда и многое другое.
Недаром в России количество участков дорог, обозначенных знаком «автомагистраль», в настоящее время можно посчитать по пальцам.
Даже МКАД в Москве на сегодня не соответствует стандартам «Автомагистрали». Однако уже сейчас в выходные дни, ночное и утреннее время скорость движения на МКАД превышает 124 км/час, что определяется безнаказанностью: штрафы на основании данных камер видеофиксации нарушений взимаются начиная с превышения скорости более чем 20 км/час, так как взимание штрафа в 100 рублей за превышение скорости более 10 км/час оказалось экономически невыгодным для бюджета. С учетом погрешности измерения (3-5%) камер видеофиксации, штрафы выставляются за превышение скорости в 124 км/час.
Аналогичная ситуация сложилась и на внутригородских дорогах и магистралях. Там, где разрешено 60 км/час, штрафуют за скорость более 80 км/час, где разрешено 80 – штрафуют более чем за 100 км/час.
Именно из-за высоких скоростей коэффициент тяжести травм у пострадавших на федеральных магистральных дорогах составляет 9. Это означает, что 9 из 10 человек погибают! Среди них и пешеходы и водители.
Именно из-за превышения скорости водителями пешеход не успевает перейти дорогу, а автомобиль затормозить, чтобы пропустить пешехода.
Ничто так не подрывает уважения к Закону, как его молчаливое неисполнение всеми: и водителями и контролирующими органами. Но когда неисполнение закона приводит к смертям на дороге, законодатели должны положить этому конец.
Так какой смысл в установленных в Правилах дорожного движения ограничениях скорости? На сегодня — НИКАГО СМЫСЛА. Смысл потерялся, ведь ненаказуемое превышение скорости в 10 километров было в прошлом веке обосновано невозможностью точно измерить скорость автомобиля и человеческим фактором. Но после массового внедрения камер видеофиксации нарушений скоростного режима, которые ежегодно фиксируют подавляющее большинство из более чем 50 миллионов нарушений водителей, эта проблема и проблема «человеческого фактора» снялись.
Не пора ли прекратить бойню на дорогах? В большинстве развитых стран штрафы за превышение скорости начинаются с превышения в 3-5 километров, что, по сути. компенсирует возможную погрешностью прибора фиксации скорости. Это вполне обоснованно: зачем декларировать ограничение скорости в 60 или 90 км/час, если за превышение нет наказания?
И предложенное «Союзом пешеходов» снижение скорости в городах, где сбивается более 80% из почти 70 тысяч пешеходов, до 50 км/час, начнет реально спасать жизни, если штрафовать в городах будут не за скорость в 73 км/час, оставляющую мало шансов для жизни пешехода, а за скорость в 53 км/час, при которой у пешехода есть 50% вероятность выжить, и повышается вероятность уклониться от столкновения, а водитель может успеть вовремя затормозить.
В этом и состоит наше предложение законодателям.