В Москве появились опасные пешеходные переходы – «диагональные».

 

«Союз пешеходов» неоднократно высказывал свою позицию относительно  «диагональных» пешеходных переходов. Однако 9 таких переходов появились в Москве на регулируемых перекрестках - пока  в качестве эксперимента.

Почему диагональные переходы  опасны:

1.Наземные пешеходные переходы  в России - зона повышенной опасности для пешеходов. 

       В России, особенно в крупных городах, с 2004 г. наблюдается рост наездов на пешеходов на пешеходных переходах. По итогам 6 месяцев 2014 г. в Москве зафиксирован 731 наезд на пешеходном переходе (рост 19,1%0, в которых погибло 45 (рост 18,4%) и ранено 734 человека (рост 19,7%). В 87% наездов виноваты водители.

       Чем дольше пешеход находится на проезжей части, особенно на многополосных дорогах, тем выше шансы быть сбитым.

Переход по диагональному переходу требует на 30-50% больше времени, соответственно  увеличивается и  риск наезда на пешехода, которому сложнее добежать до спасительного тротуара по «диагонали», чем по «катету». Зачем это нужно пешеходу – большой вопрос.

Время перехода для диагональных переходов в Москве  увеличено в 2 раза. за это время пешеход может  безопаснее для себя,  пересечь  две дороги, по традиционным переходам перекрестка.  

2. Пешеход лишается шанса уклониться от столкновения с автомобилем.  

Так как  путь по диагональному переходу лежит   на пересечении двух пересекающихся дорог, пешеход вынужден идти спиной к автомобилям, двигающимся в сторону пешехода под углом 45 градусов со стороны спины, а перед ним находятся две  дороги с автомобилями, двигающимся к пешеходу под углом 45 градусов со стороны груди. Пешеход физически не имеет возможности увидеть,  все ли автомобили сзади него остановились, чтобы его пропустить.  При этом, водители часто «отвлекаются» от дороги написанием СМС, поиском информации в  навигаторе, разговорами и т.п. –  это одна из распространенных причин наездов на пешеходов.     

3.  В темное время суток шансы быть сбитым резко повышаются.

Ночью, после 23 часов, в Москве и других городах светофоры, как правило, переключаются на мигающий режим – пешеходный переход превращается в нерегулируемый. (Напомню, что идея диагональных переходов подразумевает их использование на регулируемых переходах). При этом, видимость пешехода в темное время суток  резко снижается. Очевидно, что вероятность  быть сбитым в темноте на диагональном переходе становится еще более высокой.

Кроме того, согласно п. 4.5 ПДД « На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Таким образом, после 23 часов,  пешеход должен глядя назад  идти вперед – такого еще никому не удавалось.

  4. Разрушается стереотип безопасного поведения пешехода на дороге,

Один из принципов безопасного пересечения дороги – пересечение  ее по кратчайшему расстоянию, что предусмотрено в  пункте 4.3 ПДД, который предписывает пешеходам вне пешеходного перехода, для их безопасности пересекать проезжую часть под прямым углом. Этот принцип до сих пор был реализован при обустройстве практически 100%   регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов, это является, по сути,  стандартом, Поэтому, независимо от знания ПДД, пешеход никогда не задумывался как переходить дорогу – по диагонали или под прямым углом (хотя даже это не спасает от наезда).

Теперь появляются диагональные переходы, которые разрушают стереотип безопасного поведения пешехода:

5. Создается неопределенность в Правилах дорожного движения.

Важный вопрос касается определения зоны пешеходного перехода и места наезда автомобиля на пешехода, переходившего по диагональному переходу если такой наезд произошел.

В соответствии с ПДД,  «"Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2*(3) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.»

 Если пешеход был сбит на пешеходном переходе – виноват водитель, а если перебегал дорогу в 1-2  метрах около пешеходного перехода  - суд может признать виновным пешехода.

Необходимо признать в ПДД зоной диагонального пешеходного перехода, зону между знаками 5.19.1 и 5.19.2 «пешеходный переход», иначе невиновные пешеходы будут виноваты.

Подробнее – в разделе «Предложения и вопросы»

Союз пешеходов.