ОСАГО: Повышение лимита выплат за вред жизни и здоровью откладывается.

 

       На состоявшемся 24 апреля 2014 г. совещании в Центральном Банке России по вопросам корректировки страховых тарифов по ОСАГО, выяснилось, что заявленное  ранее Правительством РФ намерение повысить максимальные  выплаты за вред жизни и здоровью до 500 тыс. рублей откладывается. Соответственно  откладывается и введение  предварительной выплаты за вред жизни и здоровью, что являлось главной социальной ценностью  изменений,  предложенных  Правительством РФ в Закон об ОСАГО.  

         Выяснилось, что ЦБ России даже не заказал актуарным организациям произвести расчет увеличения выплат за вред здоровью и жизни для оценки его влияния на увеличение тарифов по ОСАГО.  Напомню, что законопроект о внесении изменений в ОСАГО должен быть рассмотрен Госдумой во втором чтении  уже в ближайшее время.

        Все это стало известно в ходе доклада Независимого актуарного центра, который по заказу Центрального банка рассчитывал процент увеличения тарифов по ОСАГО в связи с увеличением лимита выплат за материальный ущерб.

        На вопрос, заданный Председателем «Союза пешеходов», Заместитель  Председателя Центрального банка подтвердил, что повышение лимита выплат за ущерб жизни и здоровью будет осуществлено на следующем этапе, а пока его предполагается оставить на прежнем уровне  - 160 тыс. руб., в то время как максимальная выплата за вред имуществу повышается со 120 до 400 тыс. руб.

        Мотивы такого решения понятны – есть желание избежать значительного увеличения тарифов по ОСАГО. Однако в России есть  Конституция, которая  провозглашает главными ценностями нашего общества жизнь и здоровье граждан. Неужели  Закон об ОСАГО важнее Конституции?

         Напомню, что благодаря невыполнимым условиям, предусмотренным  действующей редакции Закона об ОСАГО, на выплаты за вред здоровью приходится всего от 0,4%  до 0,6% от годовых суммарных выплат. За год  выплаты получают лишь 12 -15 тысяч пострадавших (в том числе всего от 2 до  3 тысяч пешеходов), из 300 – 350 тысяч получающих ранения и гибнущих на дорогах ежегодно. Средняя выплата за вред здоровью и жизни  составляет менее 22 тысяч рублей.

          При этом, для пассажиров общественного транспорта  и авиапассажиров лимит выплат установлен в размере 2 миллиона рублей и эти суммы реально выплачиваются.

          Отсутствие выплат за вред здоровью не позволяет гражданам получить своевременно необходимую медицинскую помощь, т.к по Обязательному медицинскому страхованию часто невозможно срочно получить необходимые исследования, дефицитные лекарства, конструкции для сращивания костей и т.д.  Даже для того, чтобы сделать необходимую операцию, иногда надо ждать своей очереди. Итогом является печальная статистика: каждый седьмой из раненых на дороге становится инвалидом.

           «Союз пешеходов» подготовил обращение к Президенту РФ с просьбой защитить водителей и пешеходов, пострадавших в ДТП и нуждающихся в помощи. Увеличение стоимости полиса ОСАГО является меньшим злом, чем увеличение инвалидов и «недолеченных» в России.

         Одновременно мы просим рассмотреть вопрос о расширении категории граждан, имеющих право на получение компенсаций по ОСАГО. В частности, в настоящее время компенсацию в сумме 160 тыс. руб. в связи с гибелью  НЕВИНОВНО погибшего на дороге на дороге могут получить только иждивенцы (несовершеннолетние дети, а также иные лица, им опекавшиеся). Иные родственники невиновно погибших  пешеходов и водителей не имеют права на компенсацию (кроме скромной суммы на погребение), как и родственники граждан, виновных в ДТП. Таким образом, за 24 -30 тысяч граждан, гибнущих на дороге, имеют направо получить компенсацию лишь 20-25 % их родственников. При этом обращаются за компенсациями лишь сотни человек, потому  что граждане не имеют необходимой информации и юридической поддержки для непростого  дела по  «выбиванию» денег из страховых компаний,  жалующихся  на высокую убыточность по ОСАГО.    Кроме того, мы предлагаем увеличить лимит выплат по жизни и здоровью до 2 миллионов рублей, т.к. получается, что пешеходы,  пассажиры и водители  личного транспорта,  являются гражданами «второго» сорта по сравнению с пассажирами общественного транспорта.