Проект изменений в Закон об ОСАГО, поступивший в Госдуму, разочаровывает.

Проект изменений в Закон об ОСАГО, поступивший в Госдуму, разочаровывает.

 

Новый текст изменений в Закон об ОСАГО, поступивший в Госдуму из Минфина РФ в 2013 г., ничем не облегчает получение пострадавшими в ДТП пешеходами компенсации за вред здоровью.

 При этом,  начиная с 2005 г. компенсацию за вред здоровью, предусмотренную Законом об ОСАГО, получали не более 0, 15% (пятнадцать сотых процента) от всех пострадавших пешеходов, а средняя сумма выплат составила немногим больше 20 тысяч рублей.   

Ничуть не повышаются шансы на получение компенсаций  у водителей и пассажиров. Хотя им удается получать в несколько раз больше чем пешеходам, количество получивших такие выплаты составляет 1- 2 % от общего количества пострадавших водителей и пассажиров.

Напомним, что в июне 2012 г. в Госдуме РФ была создана рабочая группа по совершенствованию законодательства об ОСАГО под председательством первого заместителя Председателя Комитета ГД по транспорта В.Б. Ефимова. В состав рабочей группы входили представители Российского союза автостраховщиков (РСА), общественных организаций автомобилистов, перевозчиков, пешеходов, в том числе МОД «Союз пешеходов».

К сожалению, кроме первого заседания, на котором участники обменялись мнениями и получили текст изменений (в предыдущей редакции), последующих заседаний рабочей группы не состоялось. МОД «Союз пешеходов» передал участникам ранее подготовленные предложения по изменению Закона об ОСАГО и изменения в Правила страхования.     

Причины, по которым  пешеходы не могут получить компенсации за вред здоровью по закону об ОСАГО, мы сформулировали еще в 2010 г. и направили соответствующие предложения по исправлению ситуации в Минфин и РСА.

Суть предложений:  пешеходы требуют особого упоминания в Законе об ОСАГО, т.к. не имеют информации о полисе ОСАГО виновного в ДТП водителя  При этом, в  силу абсолютной незащищенности перед автотранспортным средством, пешеход, получив любые телесные повреждения после столкновения с автомобилем, не может, в соответствии с п.1  статьи 11 указанного Закона, потребовать от владельца автотранспортного средства сообщить сведения о договоре обязательного страхования, не говоря уже о том, чтобы записать эти сведения. Соответственно, потерпевший пешеход не всегда сможет выполнить п.3. указанной статьи, предусматривающей уведомление страховщика и намерении воспользоваться своим правом на страховую выплату.

Информация о страховой компании виновника ДТП не может быть получена на месте ДТП пешеходом, получившим травмы, соответственно, ответственность за достоверное предоставление этой информации ложится на сотрудника полиции, оформлявшего протокол о ДТП (на практике часто возникают проблемы с получением достоверной информации о страховом полисе).

Хотя предлагаемой  редакцией Закона об ОСАГО  предусмотрена, так называемая «первая выплата», в качестве возмещения за вред здоровью, без предоставления подтверждающих затраты документов, в законе не прописаны сроки требования этой выплаты и конкретные документы из органа полиции и  от медицинского учреждения, на основании которого эта выплата будет произведена

Суммы выплат, предусматриваемые без предоставления подтверждающих затраты документов, удивляют своей незначительностью.

Но главное в том, что так как  виновность водителя должна быть определена по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении или по решению суда, получается, что первая выплата по срокам может быть осуществлена не ранее 1-12 месяцев после ДТП (в зависимости от тяжести причиненного вреда здоровью). В то же время деньги на лечение потерпевшего необходимы незамедлительно, т.к. по Обязательному медицинскому страхованию, как показывает практика,  невозможно вовремя получить необходимых операций, дорогостоящих лекарств, и некоторые терапевтические процедуры. За все это нужно платить пострадавшему, а если средств нет, человек может остаться инвалидом. В итоге в России каждый 7-ой из получивших травмы в ДТП, становится инвалидом.  

 «Союз пешеходов» обратился к Первому заместителю Комитета Государственной думы по Конституционному законодательству и государственному строительству  В.И. Лысакову с просьбой внести на втором чтении законопроекта поправки, предложенные нашим Союзом