Повышение Мосгордумой штрафов в 10 раз не решит проблем с «зайцами», но создаст новые проблемы.

        В связи с принятием Мосгордумой в первом чтении поправок  в Кодекс об административных правонарушениях города Москвы, повышающих штрафы за безбилетный проезд в 10 раз и восстанавливающих систему контролеров на общественном транспорте, МОД «Союз пешеходов» высказал свое мнению ряду СМИ.

 

        Предложенные поправки  основываются на логичном предположении, что после демонтажа турникетов в общественном транспорте, количество безбилетников может резко увеличиться, но при этом известно,  что:

 

1. Установка валидаторов в наземном общественном транспорте  позволила многократно снизить количество безбилетников и вывести ГУП «Мосгортранс» на рентабельный уровень (Ю.Росляк,  представитель  Москвы в Совете Федерации).

2. В настоящее время безбилетников в наземном транспорте – одна треть (данные Н. Лямова).

3. Ежедневно в Москве продается до 100 000 поддельных проездных билетов (данные МВД).

4. Ежегодный ущерб от продажи поддельных проездных билетов  составляет 1 миллиард руб. (данные Мосгортранса).

 

        Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время стоимость проезда на общественном транспорте Москве завышена на 33%  (на сумму, которая  не попадает Мосгортрансу), и большая часть этой суммы выводится организованными преступными сообществами, занимающимися производством и сбытом фальшивых проездных билетов (около 40 млн. билетов в год).  

 

       Не требует доказательств факт, что высокая для большинства москвичей  стоимость проезда в Москве – основная причина безбилетного  проезда.

       Не стоит ориентироваться на среднедушевой месячный доход москвича в 43 тыс. руб., который получился от сложения доходов миллиардеров с инвалидами детства.  Статистика подтверждает, что для  большинства низкообеспеченных жителей Москвы стоимость проезда на работу и обратно, плюс поездки в выходные дни является тяжелым бременем и занимает от 20% до 10% всего бюджета на жизнь: питание, одежду, коммунальные платежи, образование, культурные потребности.

       Официально (статистика 2009 г.) москвичей с семейным месячным доходом ниже прожиточного минимума  - 11,9%,  низкообеспеченных граждан с семейным месячным доходом от 7 до 21 тысячи рублей  - 35,5%  (из них около половины – пенсионеры).

        Всего граждан с доходом менее 25 тыс. руб. в месяц – более 50%.

        Если исключить пенсионеров, эти 32% низкообеспеченных москвичей и являются, в основном, пассажирами общественного транспорта, т.к. они не могут позволить себе ездить на автомобиле, который обходится еще дороже. Две поездки на метро и две на общественном транспорте стоят 106 рублей в день,  поездки в выходные дни  - еще 50 – 100 рублей в день. Даже с учетом скидок на проездные билеты получается, что расходы на транспорт составляют  2000 – 2500 руб. в месяц.  

      

         К сожалению, Мосгордума, вместо того чтобы бороться с преступниками, занимающимися изготовлением и распространением фальшивых билетов и, тем самым, повысить доход  Мосгортранса на  1 млд. руб. в год и обеспечить снижение стоимости проезда на общественном транспорте, решила бороться с пассажирами, которые покупают фальшивые билеты, в том числе - по стоимости настоящих.   Предлагаемое  повышение  штрафа за безбилетный проезд до 1000 руб., составит от 15 до 4 процентов от месячного дохода низкообеспеченных москвичей!

         Реакцию граждан понять несложно. 

 

         Вторая проблема, которую порождают предлагаемые изменения в Кодекс об административных правонарушениях города Москвы – наделение контролеров из «Казенного предприятия» правом составлять протоколы и выписывать квитанции на оплату.

         Всем известно, что по действующему в Российской Федерации законодательству, только полицейский имеет право проверять удостоверения личности граждан. Контролер – не полицейский, однако, чтобы составить протокол и выписать квитанцию, контролер он должен видеть паспорт гражданина с пропиской.

         Но полицейский несет ответственность за использование полученных из удостоверения личности гражданина персональных данных, честность полицейского контролируется  службой собственной безопасности и прокуратурой. А кто будет контролировать и гарантировать честность контролера? 

         Как все мы помним, до внедрения валидаторов контролерами работали граждане, не отягощенные образованием, культурой и высокой моралью. На «контролерстве» был построен масштабный криминальный бизнес, вызывавший возмущение общества. Что изменится сейчас?

         

          В случая принятия поправок будет создан еще один очаг социальной напряженности: контролеры не имеют права требовать от граждан удостоверения личности, но будут его требовать, чтобы составить протокол, а граждане имеют право и основания не предъявлять свои паспорта контролеру - и не будут его предъявлять.  

          Единственный выход - доставлять «зайцев» в отделения полиции.

        В результате, понадобится на 300, а 3000 контролеров плюс увеличение штата полицейских. Кстати, содержание 300 контролеров с оплатой в 30 тыс. руб. обойдется в 150 миллионов рублей в год.

 

        Конечно, штраф за безбилетный проезд должен быть, но его размер не должен лишать гражданина средств к существованию, и прежде чем вводить новые штрафы, необходимо ликвидировать криминальный бизнес, построенный  на фальшивых проездных документах.

 

 

 

     Председатель ЦС МОД «Союз пешеходов»

                                                                                          В.С. Соколов