Предложения и вопросы

Предложения МОД «Союз пешеходов» по мерам, необходимым для снижения числа погибших и пострадавших в ДТП.

 

Указанные предложения в январе 2016 г. были направленны в Правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения и ГУ ДОБДД МВД России, в связи с подготовкой  заседания Госсовета РФ, посвященного повышению безопасности дорожного движения.

Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, предложения включают лишь мероприятия,  реализация которых не потребует затрат бюджета, но предполагают внесение изменений в действующее законодательство, привлечение средств автостраховщиков, которые объективно должны быть заинтересованы в снижении убытков от страховых выплат в связи с ДТП.

 

1. Повышение безопасности дорожного движения посредством совершенствования законодательства.

1.1Повышение безопасности пешеходных переходов.

  1. Отмена ненаказуемого превышения скорости (в размере 20 км/час) при проезде пешеходных переходов.

 

 

Наши эксперты провели глубокий анализ причин роста этого показателя наездов на пешеходов на пешеходных переходах (рис.1). Главный вывод наших исследований состоит в том, что ныне действующие ненаказуемые скорости движения автомобилей по улицам городов и населенных пунктов России (80 км/час) и вне населенных пунктов (110 км/час), не позволяют водителям избежать столкновения с пешеходом, т.к. расстояние, на котором пешеход может быть замечен водителем, как правило, меньше, чем остановочный путь автомобиля.

При этом, водитель, в соответствии с ПДД, не обязан снизить скорость автомобиля при приближении к пешеходному переходу, если не видит на нем пешехода, а когда он замечает пешехода, остановить автомобиль технически невозможно. В итоге, почти 90% наездов на пешеходов на пешеходных переходах (данные ГИБДД), происходят по вине водителей (рис. 2).

 

Подробнее...

Скорость автомобилей в населенных пунктах России в 2016 г. будет снижена до 50 км/час! Но это не гарантирует безопасность.

 

По информации, имеющейся у МОД «Союз пешеходов», на предстоящем заседании Государственного совета РФ, который планируется провести в феврале 2016 г. в г. Владимир, будет  одобрена инициатива членов Совета Федерации В. Тюльпанова и В.Федорова, инициированного  МОД  «Союз пешеходов»  о необходимости  снижения скорости в населенных пунктах до 50 км/час.

Без сомнения, это снижение скорости до 50 км/час будет важным  шагом к повышению безопасности пешеходов на дорогах России, однако не приведет к кардинальным изменениям статистики по наездам на пешеходных переходах, которая демонстрировала уверенный рост с 2004 г. по 2013 г.

Дело в том, что  в сентябре  2013 г., депутатами Госдумы  был увеличен размер ненаказуемого превышения максимальной скорости в населенных пунктах  с 10 до 20 км/час. Благодаря этой поправке в Кодекс об административных правонарушениях,  в настоящее время на улицах городов и населенных пунктов автомобили ненаказуемо ездят со скоростью 80 км/час. (60 +20), в то время как с 80- х годов прошлого века и до августа 2013 г., ненаказуемая скорость автомобилей была равна 70 км/час (60+10).  

Таким образом, по сути,  снижение максимальной скорости движения автомобилей  в населенных пунктах на 10 километров в час (с 60 до 50 км/час), просто возвращает Россию к уровню, ненаказуемой скорости, действовавшему до  августа 2013 г. – 70 км/час. Но в этот период, с 2004 г. по 2014 г., в России имелся рост наездов на пешеходных переходах -  с 10 до 19,3 тысяч, а количество пострадавших в этих наездах приблизилось в 2014 г. к 20,5 тысяч человек .

Приветствуя снижение максимальной скорость в населенных пунктах до 50 км/час, МОД «Союз пешеходов» считает необходимым дополнительно  отменить ненаказуемое превышение скорости (20 км/час)  при проезде пешеходных переходов. Обоснование этого предложения было направлено нами в Государственную Думу , Правительству РФ. ГУ ДОБДД МВД России (см http://www.souz-peshehod.ru/novosti/2010-08-20-11-24-46/397-my-znaem-kak-obespechit-bezopasnost-peshekhodov-na-peshekhodnykh-perekhodakh-zatrat-ne-trebuetsya), однако предложение пока не получило поддержки.

Союз пешеходов.

 

Инициатива депутата: спасти пешехода от водителя, загнав его под землю.

 

В связи с обсуждающимся в прессе предложением депутата Госдумы Бречака заменить наземные пешеходные переходы на подземные, «Союз пешеходов» высказал СМИ  причины неэффективности и нереализуемости   указанной инициативы, которые сводятся к следующему:

- виновники  наездов на пешеходных переходах – водители, которые в 2014 г. признаны виновными в 99% наездов на нерегулируемых пешеходных переходах и виновными  в 90% наездов на наземных пешеходных переходах в целом (данные ГИБДД).

- основная причина наездов  - слишком высокие ненаказуемые скорости движения автомобилей (80 км/час) по улицам населенных пунктов, где происходит около 90 % наездов на пешеходных переходах. Чтобы избежать наезда водитель должен начать торможение при скорости 80 км/час за 60 (сухая дорога)  - 100 (мокрая, зимняя дорога) метров до пешеходного перехода, но он этого не делает, т.к. не видит на этом расстоянии пешехода, а ПДД не требуют снизить скорость, если пешехода на переходе нет (хотя он просто может  быть не виден).  

Вместо того, чтобы снизить максимальную скорость движения автомобилей в городах до 50 км/час, как это сделано во всех развитых странах мира, и отменить ненаказуемое превышение скорости (20 км/час) при проезде пешеходных переходов, как это предлагает МОД «Союз пешеходов» (что не требует никаких затрат бюджета), депутат Госдумы предлагает загнать пешеходов под землю или подняться на 5 метров над землей

Подробнее...

Банк России уточнил по запросу «Союза пешеходов» условия выплат по ОСАГО за вред здоровью.

 

Как мы уже писали, МОД «Союз пешеходов» в письме руководству Банка России выразил озабоченность неоднозначными формулировками, имеющимися в Правилах ОСАГО, утвержденных Положением Банка России  от 10.09.2014 г. № 431-П, в части получения страховой выплаты за вред здоровью. Эта неоднозначность  могла являться  причиной того, что число обращений за выплатами в страховые компании от пострадавших пешеходов, водителей и пассажиров практически не изменилось после вступления в силу с 1 апреля 2015 г. поправок в ОСАГО, увеличивших размер выплат до 500 тысяч рублей и упростивших условия их получения.

В своем ответе «Союзу пешеходов», Банк России, как  государственный регулятор страховой отрасли, пояснил как нужно понимать текст упомянутых Правил. Мы считаем указанное письмо официальным разъяснением и доведем его до сведения всех заинтересованных лиц. 

В частности, банк России подтвердил, что следующие документы. предусмотренные п. 4.1 Правил,  НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫ для получения СТРАХОВОЙ ВЫПЛАТЫ:

 

Подробнее...

Досрочный возврат водительских прав после причинения вреда здоровью пешехода нарушает Конституционные права граждан.

 

 

Внесенный членами Совета Федерации В.Ф. Едаловым, В.А. Федоровым и несколькими Депутатами Госдумы РФ  законопроект № 561521-6 «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ», предусматривает условно-досрочно освобождение от административного наказания  в виде лишения специального права управления транспортным средством по целому ряду правонарушений, в том числе, за правонарушение, предусмотренное статьей 12.24 «Нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого или средней тяжести  вреда здоровью потерпевшего».

Учитывая, что указанное правонарушение потенциально может иметь и более тяжкие последствия, чем причинение среднего вред здоровью, что посягает на  конституционно защищаемые ценности к каковым относятся право на жизнь  – источник других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, а также учитывая, что причинение легкого вреда здоровью подразумевает стойкую, хотя и незначительную, утрату трудоспособности,  а средний вред здоровью подразумевает стойкую утрату общей  трудоспособности (менее чем на 30%), что свидетельствует о нарушении конституционного права пострадавшего на охрану здоровья (статья 41, часть 1),  без которого могут утратить значение многие другие блага,  МОД «Союз пешеходов» категорически возражает против применения условно-досрочного освобождения  за правонарушения по статье 12.24 КоАП РФ.

 Кроме того, вызывает серьезные сомнения условно-досрочное освобождение от административного наказания  по 7 ст. 12.9 «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи», т.к. повторные правонарушения – превышение скорости на 60 и 80 км/час несут в себе особую социальную опасность.

Соответствующее обращение «Союза пешеходов» направлено в Государственную Думу. Первое чтение поправки перенесено с июня  на сентябрь 2015 г.

Союз пешеходов.

 

 

 

Почему пострадавшие в ДТП не могут получить вовремя страховые выплаты по ОСАГО.

 

Проблема касается  не только  пешеходов, но и водителей и пассажиров. Юридические консультанты «Союза пешеходов» проанализировали   действующие нормативные документы и пришли к выводу,  что причина затруднений потерпевших пешеходов в требованиях Положения Банка России № 431-П «О правилах страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в дальнейшем – Положение), которые противоречат Закону об ОСАГО, неоправданно расширяют список необходимых для выплаты документов,  при этом не конкретизируют документы, необходимые для получения страховой выплаты. Все это создает непреодолимые  затруднения для граждан, пострадавших в ДТП и их родственников, в получении страхового возмещения.

Законом об ОСАГО предусмотрена возможность нескольких выплат потерпевшему в ДТП, первая из которых - за причинение вреда здоровью в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья осуществляется по нормативам установленным Правительством и может быть получена до проведения судебно-медицинской экспертизы, а последующие  выплаты – после дополнительных исследований, медицинской или судебно – медицинской экспертизы. При установлении  группы инвалидности также может быть произведена страховая выплата (доплата), если общий лимит выплат не исчерпан.

Однако, в Положении Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П “О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” предусмотрено  совершенно иное.

Подробнее...

Найден эффективный и беззатратный путь обеспечения безопасности пешеходов на пешеходных переходах.

 

В России в 2014 г. на пешеходных переходах  совершено 19384  наезда на пешеходов, из них 17517  - по вине водителей. Всего  пострадало около 21,5 тыс. пешеходов.

 За 6 месяцев 2015 г. рост наездов  составил 1%.  Главная причина наездов в том, что Правила дорожного движения не требуют снижения скорости  при проезде  пешеходного перехода, если водитель не увидел там пешехода. А когда водитель внезапно для себя увидит пешехода, остановить автомобиль, как того требуют ПДД, уже невозможно  из-за слишком высокой ненаказуемой скорости движения, которая в городах составляет 80 км/час (22,3  метра в секунду). Из них 60 км/час – максимально разрешенная скорость, 20 км/час – ненаказуемое превышение скорости.

Мы предлагаем отменить ненаказуемое превышение скорости при проезде пешеходных переходов, что снизит реальные скорости их проезда,  а главное - заставит водителя снять ногу с педали газа, что сократит остановочный путь автомобиля (равен 60 метрам при 80 км/час) до величины тормозного пути  при 60 км/час, т.е. до 20 метров.

Это позволит водителю вовремя остановиться или,  по крайней мере, уменьшит тяжесть последствий для пешехода при наезде.

 

Реализация предложения:

Дополнить   Статью 12.9. Превышение установленной скорости движения, Кодекса  РФ об административных правонарушениях пунктом:

«Превышение установленной скорости движения транспортного средства  на наземном пешеходном переходе на величину более 2 километров в час, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.»

Важной особенностью предложения является отсутствие  финансовых затрат для его реализации, а ожидаемый эффект может исчисляться  уменьшением погибших и пострадавших  пешеходов 15 тысяч.

Указанные предложения направлены МОД «Союз пешеходов» Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву, в Комитет по Конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы РФ, в ГУ ДОБДД МВД России, а также предложены для размещения на сайте Российской общественной инициативы  www.roi.ru.

 

МОД «Союз пешеходов»