Предложения и вопросы

Поворот направо на красный свет приведет к росту наездов на пешеходов.

Инициатива о разрешении водителям на перекрестках поворачивать на красный свет направо в третий раз за последние три года  обсуждается в прессе. Однако, на этот раз руководство ГИБДД, ранее понимавшее опасность такого маневра и  защищавшее пешеходов, делает намеки, что это рационализаторское предложение борцов с пробками в Москве, при определенных условиях может быть поддержано.

Это тем более неожиданно, что ГИБДД в конце марта предоставило аналитическую информацию о наездах на пешеходов на пешеходным переходах за 2012 г., где впервые были указаны места этих наездов. И мы теперь знаем, что 33% из 18 тысяч наездов были совершены именно на перекрестках, причем 14%  - т.е. более 2,5 тысяч наездов на пешеходных переходах, были совершены на перекрестках при повороте.

 

Более того, именно на перекрестках  при повороте на разрешающий сигнал светофора зафиксирован рост наездов на пешеходов, цитата:  «Каждый седьмой (14%) наезд на пешехода на пешеходном переходе произошёл на перекрёстке при осуществлении водителями поворота, при этом значительно возросло как количество наездов, совершённых при данных обстоятельствах (2176,+15,8%), так и число погибших в таких ДТП (52,+18,2%).»

Подчеркиваем, речь идет о пешеходных переходах, обозначенных соответствующими знаками и разметкой, часть из которых, даже, регулируемые.  Однако, в соответствии с п. 4.3. Правил дорожного движения, «Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.» В аналитической информации, предоставленной ГИБДД ничего не говорится о местах, где произошли еще 46 059 наездов на пешеходов, совершенных вне пешеходных переходов, но можно предположить что значительная их часть произошла именно  на перекрестках.

Напомним, что в соответствии с данными представленными ГИБДД за 2012 г., в России произошло 63867 наездов на пешеходов, в которых погибло 8220 пешеходов и ранено 59022 пешеходов.  Неужели кому-то этого кажется  малым? Неужели ускорение проезда по улицам городов важнее человеческих жизней и здоровья?

У пешеходов пока нет никаких причин ожидать от водителей законопослушности, внимательности и уважения  к пешеходам, ведь за 2012 г. по данным ГИБДД «Резко (более, чем на треть) возросло количество наездов, совершённых на пешеходных переходах водителями, находящимися в состоянии опьянения; число по гибших в таких ДТП возросло почти в полтора раза. Всего в 497 (+39,6%) таких ДТП погибли  84(+47,4%) и был ранен 561(+40,3%) человек.»

Обращаем внимание, что это без учета скрывшихся с места преступления,  цитата: «Суммарно каждый третий водитель(в ряде регионов–практически каждый второй), после совершения наезда на пешехода на пешеходном переходе сразу же совершает ещё одно неправомерное действие в виде оставления места происшествия».

Именно поэтому «Союз пешеходов» предлагает уменьшить скорость движения автомобилей вгородах на улицах, имеющих наземные пешеходные переходы до 50 км/час, как это сделано во всех развитых странах, внедрить систему видеофиксации нарушений проезда пешеходных переходов, принудительно снижать скорость с помощью виброполос, повышения зоны пешеходного перехода над уровнем проезжей части, установки лежачих полицейских, замену нерегулируемых пешеходных переходов на регулируемые и внеуличные и многое другое. Это уже не безответственные рационализаторские предложения, а европейский опыт.

 

Эксперты «Союза пешеходов» не против сокращения пробок в Москве, более того мы всячески поддерживаем разделение потоков пешеходов и автомобилей, которое позволяет увеличивать скорость движения на отдельных магистралях., например на МКАД, Третьем транспортном кольце, Кутузовском проспекте. Более того, в Москве на ряде перекрестков, оборудованных подземными переходами не так давно был организован поворот направо (при красном свете для движения прямо) – и такое решение проблемы не вызывает никаких возражений, однако любой автомобилист знает, что при этом необходимо организовать выделенную полосу для поворота направо, иначе автомобили, ожидающие проезда в прямом направлении не дадут возможности повернуть направо, а кроме того, нужна разгонная полоса для автомобилей, повернувших направо, чтобы они не затормаживали движение по крайней правой полосе после поворота. 

  

Союз пешеходов.

Снижение скорости движения автомобилей в городах должно быть реальным.

Нет никаких сомнений, что России – самой большой стране мира  необходимы скоростные дороги. И если «Росавтодор» или частные инвесторы обеспечат при строительстве дорог Европейские стандарты безопасности, то все, включая пешеходов, будут за повышение разрешенной скорости движения по этим дорогам до 130 км/час и даже более.

Однако стандарты безопасности для скоростных дорог  весьма жесткие: это обязательное разделение потоков автомобилей и пешеходов; это качество дорожного покрытия – отсутствие выбоин, бугорков, неровностей,  в том числе - весной;  это обеспечение хорошей видимости на магистрали и ограничение по радиусам поворотов; это безопасные съезды и наличие разгонных полос для въезда на магистраль, это освещение; карманы для аварийных остановок; гарантированная дистанция движения;  оснащение через каждые 100 метров устройствами экстренной связи; уборка от снега, недопущение гололеда  и многое другое.

Недаром в России количество участков дорог, обозначенных знаком «автомагистраль», в настоящее время  можно посчитать по пальцам.

Даже МКАД в Москве на сегодня не соответствует стандартам «Автомагистрали». Однако уже сейчас в выходные дни, ночное и утреннее время скорость движения на МКАД превышает 124 км/час, что определяется безнаказанностью: штрафы на основании данных камер видеофиксации нарушений взимаются начиная с превышения скорости более чем 20 км/час, так как взимание штрафа в 100 рублей за превышение скорости более 10 км/час оказалось экономически невыгодным для бюджета. С учетом погрешности измерения (3-5%) камер видеофиксации, штрафы выставляются за превышение скорости в 124 км/час.

Аналогичная ситуация сложилась и на внутригородских дорогах и магистралях. Там, где разрешено 60 км/час, штрафуют за скорость более 80 км/час, где разрешено 80 – штрафуют более чем за 100 км/час.

Именно из-за высоких  скоростей коэффициент тяжести травм у пострадавших на федеральных магистральных дорогах составляет 9. Это означает, что 9 из 10 человек погибают! Среди них и пешеходы и водители.

Именно из-за превышения скорости водителями пешеход не успевает перейти дорогу, а автомобиль затормозить, чтобы пропустить пешехода.

Ничто так не подрывает уважения к Закону, как его молчаливое неисполнение всеми: и водителями и контролирующими органами. Но когда неисполнение закона приводит к смертям на дороге, законодатели должны положить этому конец.

Так какой смысл в  установленных в Правилах дорожного движения ограничениях скорости? На сегодня - НИКАГО СМЫСЛА. Смысл потерялся, ведь ненаказуемое превышение скорости в 10 километров было в прошлом веке обосновано невозможностью точно измерить скорость автомобиля и человеческим фактором. Но после массового внедрения камер видеофиксации нарушений скоростного режима, которые ежегодно фиксируют подавляющее большинство из более чем 50 миллионов нарушений водителей, эта проблема и проблема «человеческого фактора» снялись.  

Не пора ли прекратить бойню на дорогах?  В большинстве развитых стран штрафы за превышение скорости начинаются с превышения в 3-5 километров,  что, по сути. компенсирует возможную  погрешностью прибора фиксации скорости.  Это вполне обоснованно: зачем декларировать ограничение скорости в 60 или 90 км/час, если  за превышение  нет наказания?

И предложенное «Союзом пешеходов» снижение скорости в городах, где сбивается более 80% из почти 70 тысяч пешеходов,  до 50 км/час, начнет реально спасать жизни, если штрафовать в городах будут не за  скорость в 73 км/час, оставляющую мало шансов для жизни пешехода, а за скорость в 53 км/час, при которой у пешехода есть 50% вероятность выжить, и повышается  вероятность уклониться от столкновения, а  водитель может успеть вовремя затормозить.   

В этом и состоит наше предложение законодателям.

 

Союз пешеходов

Остановки-убийцы: что делать?

        В последнее время Россию потрясла череда страшных аварий, связанных с выездом (как правило нетрезвого) водителя на личном авто на транспортную остановку. Следует отметить, что в этих печальных отчетах фигурируют люди, находившиеся непосредственно на территории остановки; статистика не учитывает тех, кто находился рядом. Таким образом, остановка общественного транспорта (в силу сосредоточенности пассажиров) – является довольно опасным местом. На базе достаточно простых примеров в данной публикации мы  покажем необходимость различных способов защиты мест концентрации пешеходов. Тем более, в настоящее время эта дорожно-строительная деятельность проводится на основании «Методических рекомендаций по проектированию автобусных

Подробнее...

Предложения МОД «Союз пешеходов» по внесению изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации

1. В часть 3 статьи 1079 ГК «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих», ввести абзац третий следующего содержания:

«Пешеход, жизни и здоровью которого причинен вред, в результате взаимодействия с источником повышенной опасности (столкновение с транспортным средством), освобождается от возмещения вреда, если вред причинен им по неосторожности. Сумма возмещения за вред автотранспортному средству, причиненный пешеходом в результате грубой неосторожности, устанавливается судом в зависимости от полученной пешеходом суммы компенсации за вред здоровью».

2. В  п. 1  статьи 965. Переход к страховщику прав страхователя на возмещение

Подробнее...

Остановить мародерство от страхования!

Обращение МОД «Союз пешеходов» к депутатам

Государственной Думы ФС РФ.

Участники Межрегионального общественного движения за права пешеходов – «Союз пешеходов», обеспокоены циничным преследованием со стороны ОСАО «Ингосстрах» пешеходов, ставших виновниками ДТП по неосторожности, а также семей убитых в результате наезда автомобиля, пешеходов.

Впервые на возникшую проблему было указано в статье «Попал под машину – плати» в Российской газете» от  7.11.2012 г. с нашим кратким комментарием. Суть проблемы: в соответствии с ГК РФ пешеход, пострадавший в ДТП имеет право на компенсацию вреда здоровью, причиненному лицом, управлявшим средством повышенной опасности (автомобилем), независимо от  вины пешехода (ст. 1079 ГК); в соответствии со ст. 1064 ГК виновник причинения вреда (в нашем случае - пешеход) обязан компенсировать потерпевшему (водителю) причиненный материальный ущерб; Конституцией РФ жизнь и здоровье провозглашены  главной ценностью нашего общества.  

 

Подробнее...

ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ "Союза пешеходов". Из отчета Центрально Совета за 2011 - 2012 г.г.

Из отчета

 Центрального Совета МОД «Союз пешеходов» о деятельности

за период с 2011 г. по июль 2012 г.

 

                      2.  Основные проблемы пешеходов.

         Основные проблемы пешеходов, которые мы выдели в 2010 – 2011 г.г., включали:

1. Массовые наезды на пешеходов (каждое третье  ДТП с пострадавшими – наезд на пешехода),  в том числе - наезды на пешеходных переходах (каждый четвертый наезд на пешехода в России и каждый третий в городах происходит на пешеходных переходах).

2. Плохую видимость пешехода в темное время суток (в т.ч. из-за неправильной  оценки пешеходами своей собственной видимости на дороге водителями автомобилей), что является одной из главных причин гибели 70% от всех погибших пешеходов.

 3. Невозможность для пешехода, пострадавшего в ДТП, получить предусмотренную Законом об ОСАГО компенсацию за вред здоровью и жизни (менее одной десятой процента имеющих право на компенсацию, получают эту выплату).

4. Низкую культуру поведения на дороге участников дорожного движения, в первую очередь – водителей, которая формируется в первую очередь в автошколах.

5 Практическую безнаказанность за нарушение водителями правил дорожного движения, приводящая к повторяющимся преступлениям с тяжкими последствиями:

- из-за отсутствия технических средств видеофиксации нарушений проезда пешеходных переходов, (в 2011 г.  с места ДПТ на пешеходном переходе скрылось 20% виновников, лишь 55% из них были найдены);

– из-за сложившейся неадекватно мягкой правоприменительной практики наказания за совершенное ДТП (за наезд на пешеходном переходе с летальным исходом обычно назначается условное наказание или  лишением свободы на срок 1-3 года в колонии – поселении, а иногда – освобождение от ответственности «по примирению сторон»).

6. Отсутствие социальной рекламы по безопасности дорожного движения на центральном телевидении, крайне малое использование наружной социальной рекламы, как и отсутствие такой рекламы в периодических печатных изданиях

7. Недостаточное внимание, уделяемое в школах подготовке детей как пешеходов и будущих водителей.

8. Низкую осведомленность пешеходов и пассажиров о своих правах и обязанностях (в частности, по Закону об ОСАГО,  и при ДТП).

 

        Недавно появилась еще одна проблема, связанная с воссозданием Дорожных фондов. Мы рассчитывали, что расходы Дорожных фондов на меры по обеспечению безопасности дорожного движения будут выделены отдельно. Планировалось, что на эти цели будет выделяться 15% средств. Однако, это направления расходования средств дорожных фондов не выделено отдельной строкой, в отличии, например, от затрат на дворовые территории .

        В то же время, необходимость целевого финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения в рамках бюджета Дорожных фондов понимают все. Федеральное дорожное агентство, например, по собственной инициативе выделило в своем бюджете целевое финансирование строительства пешеходных переходов и освещение федеральных трасс в населенных пунктах, через которые они проходят.

 

               3. Конкретные предложения «Союза пешеходов» для

                  обеспечения безопасности пешеходов.

По проблеме наездов на пешеходов, в том числе на пешеходных переходах, нами было предложено (предложения сообщались через СМИ, в официальных письмах, были размещены на сайте, в том числе, на сайте ГИБДД в разделе «Право пешехода»):

- изменить  действующие требования по безопасности для  одноуровневых пешеходных переходов в соответствии с современными скоростными режимами движения (особенно при отсутствии контроля за скоростью движения автомобиля) и интенсивностью транспортных потоков автомобилей и пешеходов:

- заменить нерегулируемые пешеходные переходы на 3-х и более полосных дорогах, на регулируемые  или подземные (надземные);

- оборудовать пешеходные переходы элементами активной безопасности  для принудительного снижения скорости движения автомобилей при подъезде к пешеходному переходу - с помощью искусственных неровностей («лежачих полицейских», виброполос) и повышения уровня «зебры» над уровнем проезжей части; 

- сертифицировать нерегулируемые и регулируемые наземные пешеходные переходы на предмет соответствия  показателей интенсивности транспортных потоков имеющемуся  типу перехода и строительство, где это необходимо  подземных (надземных)  пешеходных переходов;

- обеспечить улучшение видимости знаков «пешеходный переход» и разметки «зебра», дополнительное освещение зоны перехода  в темное время суток;

- обеспечить строительство новых  безопасных разноуровневых пешеходных переходов (т.к. обеспеченность ими, например, Москвы  - 25-30%) и регулируемых одноуровневых пешеходных переходов, т.к. недостаток их является основной причиной перехода проезжей части в неустановленном месте (14% от всех нарушений, совершенных пешеходами) и перехода проезжей части вне пешеходного перехода (25,9% нарушений),

- обеспечение пешехода информацией о ближайшем пешеходном переходе;

- внести изменения в КОАП:  повысить штрафы за  проезд на красный свет регулируемого пешеходного перехода до 1700 рублей, учитывая особую потенциальную опасность данного нарушения правил дорожного движения.

- повысить ответственность водителей за парковку в зоне пешеходного перехода и на тротуаре;

- оборудовать не менее 20% регулируемых пешеходных переходов камерами видеофиксации проезда транспортного средства на красный сигнал светофора.

- оборудовать не менее 20% нерегулируемых пешеходных переходов камерами фиксации превышения скорости движения в зоне пешеходного перехода. 

 

По проблеме «невидимости» пешеходов водителями в темное время суток.   

- внести в ПДД требование об обязательном ношении пешеходами светоотражательных элементов при передвижении по дорогам в темное время суток;

- развернуть в СМИ компанию по убеждению пешеходов в необходимости ношения светоотражательных элементов.

 

По иным  причинам наездов на пешеходов  на автодорогах.

- обеспечить строительство тротуаров и пешеходных дорожек вдоль проезжей части, не имеющей освещения, особенно между близко расположенными (до 5 км.) населенными пунктами;

 - обеспечить строительство пешеходных ограждений в местах дорог, опасных для их перехода пешеходами, особенно около остановок общественного транспорта, школ учреждений  и общественно - значимых объектов инфраструктуры;

- внести изменения в  ГОСТ  Р 52766 - 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства», в п. 4.5.2.1: «Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м…..», вернув действовавшие до введения этого ГОСТа требования по максимальному расстоянию между пешеходными переходами в населенных пунктах - от 120 до 150 метров, т.к. большое расстояние до пешеходного перехода является стимулом для перехода дороги в неположенном месте.

 

 По проблеме отсутствия социальной рекламы по безопасности дорожного движения.

- Обязать телевизионные компании, имеющие в уставных капиталах долю государства, бесплатно транслировать в прайм-тайм социальные видеоролики по безопасности дорожного движения, в объеме не менее 5% от времени, выделенного на рекламу.

- Активно применять наружную социальную рекламу для пропаганды безопасного поведения на дороге и ценности человеческой жизни.

- Увеличить в начальных классах школ количество учебных часов по безопасности дорожного движения для практических занятий в игровой форме на базе мобильных автогородков и школьных Уголков дорожной безопасности, уделяя этому по 15 минут еженедельно за счет других уроков или перемен.

 

По проблеме получения пешеходом предусмотренной Законом об ОСАГО компенсации за полученный вред здоровью.

       Союз пешеходов совместно с МООА «Свобода Выбора»  подготовил в 2010 г. изменения в Закон об ОСАГО, главное содержание которых – введение предварительных компенсаций за тяжкий или средней тяжести вред здоровью всем пострадавшим в ДТП гражданам (пешеходам, водителям, пассажирам) в размере 20% и 40% от максимальной суммы компенсации через 1 месяц со дня получения травмы, на основании справки о произошедшем ДТП и выписки из истории болезни пострадавшего, без предоставления подтверждающих документов о произведенных затратах на лечение, Кроме того, поправки призваны уровнять возможности пешеходов и водителей по получению информации о страховой компании виновника ДТП, а также учитывают специфику человека, получившего тяжкие телесные повреждения, и в связи с этим, неспособного выполнить ряд требований Закона об ОСАГО

 

По мероприятиям ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения»

Предусмотреть в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» на 2013-2018 г.г. разделы:

    - «Выявление мест концентрации дорожно - транспортных происшествий  с пешеходами на федеральных и региональных дорогах и создание «Интерактивной карты мест концентрации дорожно-транспортных происшествий для их последующей ликвидации».

   - Финансирование изготовления роликов социальной рекламы по безопасности дорожного движения, в том числе для детей различных возрастных групп с учетом специфики их восприятия.  

   - Разработка Государственной программы реабилитации граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и получивших тяжкий или средней тяжести вред здоровью (с учетом того, что часто - это люди детородного возраста, на иждивении которых находятся дети, и им требуется возможность вернуться к какой-то полезной деятельности, самостоятельно двигаться и работать, а каждый 7-ой пострадавший остается инвалидом).

 

По проблеме низкой осведомленности пешеходов и пассажиров о своих правах и обязанностях, о правилах безопасного передвижения через дороги.

- информирование через пешеходные сайты и СМИ пешеходов, пассажиров  и водителей об их правах и обязанностях как участников дорожного движения;

- создание в регионах России отделений «Союза пешеходов» и юридических консультационных центров для поддержки пешеходов.

 

                       

Новые стандарты для пешеходных переходов - пол-шага вперед, а нужен целый шаг!

       Конечно радует, что ряд важных предложений «Союза пешеходов» (см. сайт Госавтоинспекции Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ) по обеспечению безопасности пешеходных переходов учтен в новых требованиях к обустройству пешеходных переходов подготовленных Госавтоинспекцией (см. http://www.gibdd.ru/news/1028).

       В частности, теперь перед каждым пешеходным переходом в населенных пунктах, за исключением магистральных дорог и улиц, предлагается  установить искусственные дорожные неровности («лежачие полицейские»), что заставит водителей снизить скорость до менее опасной для пешехода, а также будут применяться пешеходные ограждения.   

 

Подробнее...