Предложения и вопросы

Остановки-убийцы: что делать?

        В последнее время Россию потрясла череда страшных аварий, связанных с выездом (как правило нетрезвого) водителя на личном авто на транспортную остановку. Следует отметить, что в этих печальных отчетах фигурируют люди, находившиеся непосредственно на территории остановки; статистика не учитывает тех, кто находился рядом. Таким образом, остановка общественного транспорта (в силу сосредоточенности пассажиров) – является довольно опасным местом. На базе достаточно простых примеров в данной публикации мы  покажем необходимость различных способов защиты мест концентрации пешеходов. Тем более, в настоящее время эта дорожно-строительная деятельность проводится на основании «Методических рекомендаций по проектированию автобусных

Подробнее...

Предложения МОД «Союз пешеходов» по внесению изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации

1. В часть 3 статьи 1079 ГК «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих», ввести абзац третий следующего содержания:

«Пешеход, жизни и здоровью которого причинен вред, в результате взаимодействия с источником повышенной опасности (столкновение с транспортным средством), освобождается от возмещения вреда, если вред причинен им по неосторожности. Сумма возмещения за вред автотранспортному средству, причиненный пешеходом в результате грубой неосторожности, устанавливается судом в зависимости от полученной пешеходом суммы компенсации за вред здоровью».

2. В  п. 1  статьи 965. Переход к страховщику прав страхователя на возмещение

Подробнее...

Остановить мародерство от страхования!

Обращение МОД «Союз пешеходов» к депутатам

Государственной Думы ФС РФ.

Участники Межрегионального общественного движения за права пешеходов – «Союз пешеходов», обеспокоены циничным преследованием со стороны ОСАО «Ингосстрах» пешеходов, ставших виновниками ДТП по неосторожности, а также семей убитых в результате наезда автомобиля, пешеходов.

Впервые на возникшую проблему было указано в статье «Попал под машину – плати» в Российской газете» от  7.11.2012 г. с нашим кратким комментарием. Суть проблемы: в соответствии с ГК РФ пешеход, пострадавший в ДТП имеет право на компенсацию вреда здоровью, причиненному лицом, управлявшим средством повышенной опасности (автомобилем), независимо от  вины пешехода (ст. 1079 ГК); в соответствии со ст. 1064 ГК виновник причинения вреда (в нашем случае - пешеход) обязан компенсировать потерпевшему (водителю) причиненный материальный ущерб; Конституцией РФ жизнь и здоровье провозглашены  главной ценностью нашего общества.  

 

Подробнее...

ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ "Союза пешеходов". Из отчета Центрально Совета за 2011 - 2012 г.г.

Из отчета

 Центрального Совета МОД «Союз пешеходов» о деятельности

за период с 2011 г. по июль 2012 г.

 

                      2.  Основные проблемы пешеходов.

         Основные проблемы пешеходов, которые мы выдели в 2010 – 2011 г.г., включали:

1. Массовые наезды на пешеходов (каждое третье  ДТП с пострадавшими – наезд на пешехода),  в том числе - наезды на пешеходных переходах (каждый четвертый наезд на пешехода в России и каждый третий в городах происходит на пешеходных переходах).

2. Плохую видимость пешехода в темное время суток (в т.ч. из-за неправильной  оценки пешеходами своей собственной видимости на дороге водителями автомобилей), что является одной из главных причин гибели 70% от всех погибших пешеходов.

 3. Невозможность для пешехода, пострадавшего в ДТП, получить предусмотренную Законом об ОСАГО компенсацию за вред здоровью и жизни (менее одной десятой процента имеющих право на компенсацию, получают эту выплату).

4. Низкую культуру поведения на дороге участников дорожного движения, в первую очередь – водителей, которая формируется в первую очередь в автошколах.

5 Практическую безнаказанность за нарушение водителями правил дорожного движения, приводящая к повторяющимся преступлениям с тяжкими последствиями:

- из-за отсутствия технических средств видеофиксации нарушений проезда пешеходных переходов, (в 2011 г.  с места ДПТ на пешеходном переходе скрылось 20% виновников, лишь 55% из них были найдены);

– из-за сложившейся неадекватно мягкой правоприменительной практики наказания за совершенное ДТП (за наезд на пешеходном переходе с летальным исходом обычно назначается условное наказание или  лишением свободы на срок 1-3 года в колонии – поселении, а иногда – освобождение от ответственности «по примирению сторон»).

6. Отсутствие социальной рекламы по безопасности дорожного движения на центральном телевидении, крайне малое использование наружной социальной рекламы, как и отсутствие такой рекламы в периодических печатных изданиях

7. Недостаточное внимание, уделяемое в школах подготовке детей как пешеходов и будущих водителей.

8. Низкую осведомленность пешеходов и пассажиров о своих правах и обязанностях (в частности, по Закону об ОСАГО,  и при ДТП).

 

        Недавно появилась еще одна проблема, связанная с воссозданием Дорожных фондов. Мы рассчитывали, что расходы Дорожных фондов на меры по обеспечению безопасности дорожного движения будут выделены отдельно. Планировалось, что на эти цели будет выделяться 15% средств. Однако, это направления расходования средств дорожных фондов не выделено отдельной строкой, в отличии, например, от затрат на дворовые территории .

        В то же время, необходимость целевого финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения в рамках бюджета Дорожных фондов понимают все. Федеральное дорожное агентство, например, по собственной инициативе выделило в своем бюджете целевое финансирование строительства пешеходных переходов и освещение федеральных трасс в населенных пунктах, через которые они проходят.

 

               3. Конкретные предложения «Союза пешеходов» для

                  обеспечения безопасности пешеходов.

По проблеме наездов на пешеходов, в том числе на пешеходных переходах, нами было предложено (предложения сообщались через СМИ, в официальных письмах, были размещены на сайте, в том числе, на сайте ГИБДД в разделе «Право пешехода»):

- изменить  действующие требования по безопасности для  одноуровневых пешеходных переходов в соответствии с современными скоростными режимами движения (особенно при отсутствии контроля за скоростью движения автомобиля) и интенсивностью транспортных потоков автомобилей и пешеходов:

- заменить нерегулируемые пешеходные переходы на 3-х и более полосных дорогах, на регулируемые  или подземные (надземные);

- оборудовать пешеходные переходы элементами активной безопасности  для принудительного снижения скорости движения автомобилей при подъезде к пешеходному переходу - с помощью искусственных неровностей («лежачих полицейских», виброполос) и повышения уровня «зебры» над уровнем проезжей части; 

- сертифицировать нерегулируемые и регулируемые наземные пешеходные переходы на предмет соответствия  показателей интенсивности транспортных потоков имеющемуся  типу перехода и строительство, где это необходимо  подземных (надземных)  пешеходных переходов;

- обеспечить улучшение видимости знаков «пешеходный переход» и разметки «зебра», дополнительное освещение зоны перехода  в темное время суток;

- обеспечить строительство новых  безопасных разноуровневых пешеходных переходов (т.к. обеспеченность ими, например, Москвы  - 25-30%) и регулируемых одноуровневых пешеходных переходов, т.к. недостаток их является основной причиной перехода проезжей части в неустановленном месте (14% от всех нарушений, совершенных пешеходами) и перехода проезжей части вне пешеходного перехода (25,9% нарушений),

- обеспечение пешехода информацией о ближайшем пешеходном переходе;

- внести изменения в КОАП:  повысить штрафы за  проезд на красный свет регулируемого пешеходного перехода до 1700 рублей, учитывая особую потенциальную опасность данного нарушения правил дорожного движения.

- повысить ответственность водителей за парковку в зоне пешеходного перехода и на тротуаре;

- оборудовать не менее 20% регулируемых пешеходных переходов камерами видеофиксации проезда транспортного средства на красный сигнал светофора.

- оборудовать не менее 20% нерегулируемых пешеходных переходов камерами фиксации превышения скорости движения в зоне пешеходного перехода. 

 

По проблеме «невидимости» пешеходов водителями в темное время суток.   

- внести в ПДД требование об обязательном ношении пешеходами светоотражательных элементов при передвижении по дорогам в темное время суток;

- развернуть в СМИ компанию по убеждению пешеходов в необходимости ношения светоотражательных элементов.

 

По иным  причинам наездов на пешеходов  на автодорогах.

- обеспечить строительство тротуаров и пешеходных дорожек вдоль проезжей части, не имеющей освещения, особенно между близко расположенными (до 5 км.) населенными пунктами;

 - обеспечить строительство пешеходных ограждений в местах дорог, опасных для их перехода пешеходами, особенно около остановок общественного транспорта, школ учреждений  и общественно - значимых объектов инфраструктуры;

- внести изменения в  ГОСТ  Р 52766 - 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства», в п. 4.5.2.1: «Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м…..», вернув действовавшие до введения этого ГОСТа требования по максимальному расстоянию между пешеходными переходами в населенных пунктах - от 120 до 150 метров, т.к. большое расстояние до пешеходного перехода является стимулом для перехода дороги в неположенном месте.

 

 По проблеме отсутствия социальной рекламы по безопасности дорожного движения.

- Обязать телевизионные компании, имеющие в уставных капиталах долю государства, бесплатно транслировать в прайм-тайм социальные видеоролики по безопасности дорожного движения, в объеме не менее 5% от времени, выделенного на рекламу.

- Активно применять наружную социальную рекламу для пропаганды безопасного поведения на дороге и ценности человеческой жизни.

- Увеличить в начальных классах школ количество учебных часов по безопасности дорожного движения для практических занятий в игровой форме на базе мобильных автогородков и школьных Уголков дорожной безопасности, уделяя этому по 15 минут еженедельно за счет других уроков или перемен.

 

По проблеме получения пешеходом предусмотренной Законом об ОСАГО компенсации за полученный вред здоровью.

       Союз пешеходов совместно с МООА «Свобода Выбора»  подготовил в 2010 г. изменения в Закон об ОСАГО, главное содержание которых – введение предварительных компенсаций за тяжкий или средней тяжести вред здоровью всем пострадавшим в ДТП гражданам (пешеходам, водителям, пассажирам) в размере 20% и 40% от максимальной суммы компенсации через 1 месяц со дня получения травмы, на основании справки о произошедшем ДТП и выписки из истории болезни пострадавшего, без предоставления подтверждающих документов о произведенных затратах на лечение, Кроме того, поправки призваны уровнять возможности пешеходов и водителей по получению информации о страховой компании виновника ДТП, а также учитывают специфику человека, получившего тяжкие телесные повреждения, и в связи с этим, неспособного выполнить ряд требований Закона об ОСАГО

 

По мероприятиям ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения»

Предусмотреть в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» на 2013-2018 г.г. разделы:

    - «Выявление мест концентрации дорожно - транспортных происшествий  с пешеходами на федеральных и региональных дорогах и создание «Интерактивной карты мест концентрации дорожно-транспортных происшествий для их последующей ликвидации».

   - Финансирование изготовления роликов социальной рекламы по безопасности дорожного движения, в том числе для детей различных возрастных групп с учетом специфики их восприятия.  

   - Разработка Государственной программы реабилитации граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и получивших тяжкий или средней тяжести вред здоровью (с учетом того, что часто - это люди детородного возраста, на иждивении которых находятся дети, и им требуется возможность вернуться к какой-то полезной деятельности, самостоятельно двигаться и работать, а каждый 7-ой пострадавший остается инвалидом).

 

По проблеме низкой осведомленности пешеходов и пассажиров о своих правах и обязанностях, о правилах безопасного передвижения через дороги.

- информирование через пешеходные сайты и СМИ пешеходов, пассажиров  и водителей об их правах и обязанностях как участников дорожного движения;

- создание в регионах России отделений «Союза пешеходов» и юридических консультационных центров для поддержки пешеходов.

 

                       

Новые стандарты для пешеходных переходов - пол-шага вперед, а нужен целый шаг!

       Конечно радует, что ряд важных предложений «Союза пешеходов» (см. сайт Госавтоинспекции Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ) по обеспечению безопасности пешеходных переходов учтен в новых требованиях к обустройству пешеходных переходов подготовленных Госавтоинспекцией (см. http://www.gibdd.ru/news/1028).

       В частности, теперь перед каждым пешеходным переходом в населенных пунктах, за исключением магистральных дорог и улиц, предлагается  установить искусственные дорожные неровности («лежачие полицейские»), что заставит водителей снизить скорость до менее опасной для пешехода, а также будут применяться пешеходные ограждения.   

 

Подробнее...

В связи с публикацией в газете «Коммерсант» 23.05.2012 г.: «ГИБДД берет пешеходов за руку», МОД «Союз пешеходов» считает необходимым еще раз изложить свою позицию по некоторым из затронутых вопросов.

В связи с обсуждением в прессе инициативы ГИБДД по обязательному ношению пешеходами светоотражателей в темное время суток (см. публикацию в газете «Коммерсант» 23.05.2012 г.: «ГИБДД берет пешеходов за руку»), МОД «Союз пешеходов» считает необходимым еще раз изложить свою позицию по некоторым из затронутых вопросов.

 Мы предлагали и предлагаем ввести в Правила дорожного движения  требование об обязательном ношении пешеходами светоотражателей в темное время суток при движении вдоль дорог или при пересечении дорог.  Учитывая, что пешеход может не знать придется ли ему пересекать неосвещенные участки дорог, речь идет об обязательном наличии у каждого пешехода светоотражателя, который он должен достать и повесить в случае необходимости на верхнюю одежду  таким образом, чтобы светоотражатель мог быть освещен фарами автомобиля.

Предложения ГИБДД ограничивают круг пешеходов, которым предписывается их ношение: только лицам, двигающимся вдоль неосвещенных дорог между населенными пунктами.  Действительно, из-за отсутствия тротуаров, пешеходных дорожек, пешеходных ограждений, а иногда и обочин вдоль дорог, очень часто граждане вынуждены идти по краю проезжей части, при этом они очень плохо видны водителям и, как следствие, становятся жертвами. Светоотражатели таким пешеходам совершенно необходимы.

Однако,  даже в Москве есть неосвещенные участки дорог, не говоря уже о мелких  населенных пунктах,  которые иногда вообще не имеют  освещения вдоль дорог местного значения. Получается, что пешеход, следуя  по дороге до знака «населенный пункт» обязан носить светоотражатель, а после пересечения границы населенного пункта может этот светоотражатель не носить, хотя водители его по-прежнему не видят!

Второе. К сожалению, пешеходов сбивают не только когда они следуют вдоль дорог между населенными пунктами. Подавляющее большинство пешеходов сбивается водителями в

Подробнее...

Ношение светоотражателей необходимо всем пешеходам, но новые штрафы для пешеходов безнравственны.

В связи с публикацией в газете «Коммерсант» 23.05.2012 г.: «ГИБДД берет пешеходов за руку», МОД «Союз пешеходов» считает необходимым еще раз изложить свою позицию по некоторым из затронутых вопросов.

 

Мы предлагали и предлагаем ввести в Правила дорожного движения  требование об обязательном ношении пешеходами светоотражателей в темное время суток при движении вдоль дорог или при пересечении дорог.  Учитывая, что пешеход может не знать придется ли ему пересекать неосвещенные участки дорог, речь идет об обязательном наличии у каждого пешехода светоотражателя, который он должен достать и повесить в случае необходимости на верхнюю одежду  таким образом, чтобы светоотражатель мог быть освещен фарами автомобиля.

Предложения ГИБДД ограничивают круг пешеходов, которым предписывается их ношение: только лицам, двигающимся вдоль неосвещенных дорог между населенными пунктами.  Действительно, из-за отсутствия тротуаров, пешеходных дорожек, пешеходных ограждений, а иногда и обочин вдоль дорог, очень часто граждане вынуждены идти по краю проезжей части, при этом они очень плохо видны водителям и, как следствие, становятся жертвами. Светоотражатели таким пешеходам совершенно необходимы.

Однако,  даже в Москве есть неосвещенные участки дорог, не говоря уже о мелких  населенных пунктах,  которые иногда вообще не имеют  освещения вдоль дорог местного значения. Получается, что пешеход, следуя  по дороге до знака «населенный пункт» обязан носить светоотражатель, а после пересечения границы населенного пункта может этот светоотражатель не носить, хотя водители его по-прежнему не видят!

Второе. К сожалению, пешеходов сбивают не только когда они следуют вдоль дорог между населенными пунктами. Подавляющее большинство пешеходов сбивается водителями в

Подробнее...