Предложения МОД «Союз пешеходов» по мерам, необходимым для снижения числа погибших и пострадавших в ДТП.

 

Указанные предложения в январе 2016 г. были направленны в Правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения и ГУ ДОБДД МВД России, в связи с подготовкой  заседания Госсовета РФ, посвященного повышению безопасности дорожного движения.

Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, предложения включают лишь мероприятия,  реализация которых не потребует затрат бюджета, но предполагают внесение изменений в действующее законодательство, привлечение средств автостраховщиков, которые объективно должны быть заинтересованы в снижении убытков от страховых выплат в связи с ДТП.

 

1. Повышение безопасности дорожного движения посредством совершенствования законодательства.

1.1Повышение безопасности пешеходных переходов.

  1. Отмена ненаказуемого превышения скорости (в размере 20 км/час) при проезде пешеходных переходов.

 

 

Наши эксперты провели глубокий анализ причин роста этого показателя наездов на пешеходов на пешеходных переходах (рис.1). Главный вывод наших исследований состоит в том, что ныне действующие ненаказуемые скорости движения автомобилей по улицам городов и населенных пунктов России (80 км/час) и вне населенных пунктов (110 км/час), не позволяют водителям избежать столкновения с пешеходом, т.к. расстояние, на котором пешеход может быть замечен водителем, как правило, меньше, чем остановочный путь автомобиля.

При этом, водитель, в соответствии с ПДД, не обязан снизить скорость автомобиля при приближении к пешеходному переходу, если не видит на нем пешехода, а когда он замечает пешехода, остановить автомобиль технически невозможно. В итоге, почти 90% наездов на пешеходов на пешеходных переходах (данные ГИБДД), происходят по вине водителей (рис. 2).

 

Например, при скорости 80 м/час, остановочный путь автомобиля равен 60 метрам при сухой дороге и более 100 метров на мокрой или скользкой дороге. Но пешеход в большинстве случаев не виден за 60 – 100 метров. Видимость  пешеходов на пешеходных переходах, при припаркованных в первом ряду автомобилях, составляет 27 метров (рис. 3). В темное время суток на неосвященном пешеходном переходе, пешеход вообще может быть заметен водителю за 5 - 10 метров, поэтому и происходит наезд. Пешеход, со своей стороны,  не может предположить, что автомобиль, находящийся за 60 метров и двигающийся со скоростью 80 км/час достигнет пешеходного перехода менее чем через 3 секунды. 

Суть нашего предложения для предотвращения наездов на пешеходных переходах состоит в отмене ненаказуемого превышения скорости (20 км/час) при проезде пешеходных переходов. Это заставит водителей снижать скорость до 60 км/час, что потребует перенести ногу с педали газа на педаль тормоза, тем самым   остановочный путь сократится с 60 -100 метров, до 20 – 30 метров – длины тормозного пути при скорости 60 км/час.

Для этого необходимо внести поправку в ст. 12.9 КОАП «Превышение установленной скорости движения», дополнив  пунктом 8:

«Превышение разрешенной скорости движения транспортного средства  при проезде наземного пешеходного перехода на величину более 2 километров в час, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей».

Реализация этого  предложения не требует затрат бюджета, а исполнение этого требования легко контролируется с помощью автоматической видеофиксации. Текст поправки - в приложении 1.

  Отмена ненаказуемого превышения скорости (в размере 20 км/час) при проезде пешеходных переходов значительно уменьшит остановочный путь автомобиля, что в свою очередь уменьшит вероятность столкновения и понизит тяжесть последствий при столкновении – т.е. снизит число погибших и получивших тяжкий или средний вред здоровью.

      Ожидаемое снижение числа наездов на пешеходных переходах с причинением вреда жизни, среднего и тяжкого вреда здоровью пешехода - 25% – 35%.

        Затрат бюджета для реализации указанного предложения не требуется.

 

 

 

         Наибольший эффект  изложенное предложение может  обеспечить при реализации,  одновременно с другим предложением, которое, как мы знаем, имеет сторонников, как в ГИБДД, так и в Правительстве РФ:

  1.1.2 Уменьшение максимально разрешенной скорости движения автомобилей в населенных пунктах (с 60 до 50 км/час).

 

       В этом случае, при подъезде к пешеходным переходам водитель обязан будет снизить скорость до 50 км/час (плюс погрешность прибора, автоматической фиксации скорости).  

        Ожидаемый суммарный эффект от реализации двух предложений – сокращение числа пешеходов, получивших средний или тяжкий вред здоровью или погибших на пешеходных переходах, на 45 - 60 % (оценка основывается на результатах, полученных в странах Европы при снижении скорости в населенных пунктах до 50 км/час).

      Отметим, что при реализации изложенного предложения, ненаказуемая скорость  движения автомобилей в городах вне пешеходных переходов, будет равна 70 км/час, т.е. равна ненаказуемой скорости, которая действовала до сентября 2014 г., что не должно вызвать серьезных возражений автомобилистов, хотя, при этом, не обеспечивает безопасности пешеходов при пересечении дорог вне пешеходных переходов.

1.2 Привлечение новых источников финансирования информационно – разъяснительных  кампаний по БДД.

 

1.2.1 Финансирование страховыми компаниями информационно -разъяснительных кампаний для участников дорожного движения.

 

         В средствах массовой информации (СМИ) России, в области пропаганды безопасности дорожного движения в  последние годы наметилось две тенденции: с одной стороны с каналов Центрального телевидения исчезла социальная реклама по тематике БДД, с другой стороны практически на всех телеканалах появились программы, использующие видеоролики  о дорожно-транспортных происшествиях и их последствиях.  Также, последствия ДТП активно обсуждаются в социальных сетях.

Эксперты МОД «Союз пешеходов» высоко оценивают влияние этих  телевизионных программ на пешеходов, которые стали гораздо  законопослушнее, особенно в сравнении с водителями, например при пересечении дорог по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам, где в 2014 г. лишь менее 10% наездов (1867 из 19384) совершено по вине пешеходов, а более 90% - по вине водителей.

Однако, этого мало. Не только испытать ужас от последствий, но и получить знания о правилах поведения на дороге необходимо участникам дорожного движения, чтобы не пострадать в ДТП.

В отличии от других стран, в России нет важного участника информационно-просветительских кампаний в области безопасности дорожного движения – страховых компаний, которые страхуют автогражданскую ответственность и автотранспорт. В России эти компании   практически не участвуют в пропаганде безопасного поведения на дорогах, лишь Российский Союз Автостраховщиков (РСА) из собственных средств (членских взносов) выделяет, время от времени, средства для проведения кратковременных кампаний, направленных на снижение аварийности.

Причина состоит в том, что действующее законодательство не позволяет ни страховым компаниям, ни РСА создавать фонды или резервы для финансирования  таких  просветительских кампаний  из страховых премий, взносов или из прибыли до налогообложения, а из чистой прибыли после уплаты налога, этого делать они  не готовы. 

В то же время, во всем мире страховые компании заинтересованы в снижении количества ДТП (т.к. только это может быть источником прибыли) и страховые компании имеют возможность стать заказчиками или спонсорами информационно – просветительских кампаний, организуемых общественными организациями или правительствами стран. При этом, страховые компании осознают, что выполняют важную социальную функцию, спасая жизни и имущество.

Предложение:

Внести  в Закон «Об организации страхового дела в РФ» и в Закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» поправки, обязывающие  страховые компаниям создавать за счет отчислений от собранных страховых взносов или  из прибыли до налогообложения, фонды для финансирования информационно – пропагандистских кампаний, направленных на обучение безопасному поведению на дорогах целевых групп участников дорожного движения.     

1.3 Совершенствование системы наказаний за потенциально- опасные нарушения Правил дорожного движения.

 

Замена  наказаний в виде штрафов за потенциально опасные нарушения ПДД, предусмотренные КоАП , на лишение прав от 1 до 4 месяцев.

Наличие в России большого количество водителей, которые являются злостными нарушителями ПДД, часть из которых, к тому же, не платит штрафы, позволяет сделать вывод, что для части водителей  размер штрафов  не является запретительным, а для другой части размер штрафов весьма существенен и они предпочитают их не оплачивать. При этом, лишение прав даже на 1 месяц для большинства водителей, которые постоянно пользуются автомобилем, является, по нашим опросам, более серьезным стимулом не нарушать ПДД, чем штраф.

Исследования, проведенные в Европейских странах, также показали нечувствительность водителей к увеличению штрафов выше определенного уровня: в ряде Европейских стран, в связи с начавшимся с 2013 г. ростом числа погибших и пострадавших, уже обсуждаются в парламентах предложения по замене штрафов за некоторые нарушения ПДД, на лишение водительских прав.

Предлагаем:

1.3.1 Заменить наказания в виде штрафов за потенциально опасные нарушения ПДД, предусмотренные КоАП , на лишение прав от 1 до 4 месяцев.

1.4 Поощрение достижений и наказание бездействия руководителей регионов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

 

Мы хорошо знаем, что руководители некоторых регионов очень серьезно  занимаются решением проблем с  безопасностью на дорогах, и эти регионы достигли в 2015 г. впечатляющего снижения  показателей по числу погибших, раненых и количеству наездов на пешеходов на пешеходных переходах.

Но в некоторых других регионах, эти показатели изменились мало. Очевидно разное отношение руководителей регионов к этой серьезнейшей проблеме. 

По-видимому, здесь играет роль и отсутствие показателей безопасности дорожного движения в Указе Президента РФ от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

Предлагаем:

1.4.1 Ввести  стимулы для руководителей регионов для активизации их работы в области повышения безопасности дорожного движения: например, награждение Правительственной наградой за обеспечение лучших по России показателей по БДД.