Союз пешеходов®
межрегиональное общественное движение за права пешеходов

Наши главные задачи

Обращение Председателя МОД «Союз пешеходов»

Владимира Соколова

      Количество аварий, пострадавших и погибших на дорогах, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, наметившиеся в последние два года, остаются неприемлемыми для большинства граждан России.       Ситуация на дорогах изменяется к лучшему очень медленно. Причин можно назвать много, но если не рассматривать причины, связанные с ограниченными возможностями бюджета, в части источников финансирования мероприятий по БДД, и исторической неразвитостью дорожной сети России, главной причиной является проблема низкой эффективности и неполноты реализации принятых решений, что к реальной возможности «отвратимости наказания», вместо принципа неотвратимости, особенно за нарушения ПДД, угрожающие жизни и здоровью граждан.

      Опыт европейских стран показывает, что любые усилия государства по повышению безопасности дорожного движения могут принести желаемый эффект только при поддержке и понимании участников дорожного движения: автомобилистов, пешеходов, а также сотрудников ГИБДД организующих, обеспечивающих и активно участвующих в дорожном движении. У каждой из этих групп участников дорожного движения есть свои интересы, не всегда совпадающие.

       Водители уже давно имеют несколько объединений, защищающих их права, и, к сожалению, иногда утверждение прав водителей означает бесправие пешеходов на дороге.  

        Пешеходы, являющиеся физически наименее защищенными на дороге, до сих пор не были объединены в сообщества по защите своих прав, и из года в год несут огромные потери на дорогах. На фоне повышения законопослушности пешеходов, что выражается, например предпочтением использования пешеходных переходов при переходе дорог в больших городах, с 2004 г. по 2015 г. наблюдался постоянный рост наездов на пешеходов на пешеходных переходах. В прошлом году наметилась тенденция снижения наездов, однако факторы, которые влияют на это снижение нельзя назвать стабильными.

       МОД «Союз пешеходов» начал вести систематический диалог с законодательной и исполнительной властью, в качестве активной и инициативной стороны с целью концентрации усилий государства и общества на повышению безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения – пешеходов, в первую очередь из групп риска: детей, инвалидов, лиц преклонного возраста, , граждан, имеющих заболевания двигательного аппарата, зрения, психики и … алкоголиков, ведь они тоже имеют право на жизнь.

       При этом, пешеходам есть что предложить исправить и улучшить и даже потребовать, т.к. ряд прав, предусмотренных законодательством реализован неполностью. Например, пешеход имеет право на компенсацию вреда здоровью, а его родственники — на возмещение вреда жизни по Закону об ОСАГО, однако страховые компании отказались выплачивать компенсации за вред жизни родственникам погибшего в ДТП. Компенсации за вред здоровью получают единицы из десятков тысяч раненых. Имеются очевидные пробелы в законодательстве, о которых подробнее можно например п. 11.4 ПДД запрещает обгон на пешеходных переходах, а ст. 12.5 КоАП отсутствует наказание за указанное нарушение.

       Кроме безопасных пешеходных переходов, пешеходам нужны образовательные программы по безопасному поведению на дороге, эффективная социальная реклама ориентированные на конкретные возрастные группы, своевременное оказание помощи в случае ДТП, эффективная реабилитация получивших травмы, а главное – активное пресечение и профилактика нарушений, как со стороны водителей, так и пешеходов, цель которой — убедить водителей и пешеходов в неотвратимости наказания, в необходимости уважать других участников дорожного движения.

      «Союз пешеходов» создан, чтобы сдвинуть стереотипы поведения на дороге пешеходов и водителей в сторону взаимного уважения, убедить законодателей в необходимости обеспечить права пешеходов на практике при проектировании, строительстве и ремонте дорог, помочь воспитанию новых поколений грамотных пешеходов, которые смогут стать хорошими водителями, помочь пешеходам, ставшим жертвами ДТП.

В.С. Соколов,

 Председатель Межрегионального общественного движения                                               за права пешеходов — «Союз пешеходов  «

 

Основные причины ухудшения условий передвижения

пешеходов по дорогам:

— Изменения в национальном стандарте на обустройства дорог: расстояние между пешеходными переходами в городах увеличено со 120 -150 метров до 250 – 300 метров, что провоцирует пешеходов переходить дорогу вне пешеходного перехода (изменения вступили в силу в 2007 г., однако их практическая реализация в виде ликвидации пешеходных переходов началась после 2011 г.);

— ликвидация на пешеходных переходах (по инициативе дорожных служб) реальных «островков безопасности» на разделительной полосе или частичная замена их (в соответствии с новым стандартом) нарисованными на асфальте «островками», которые не могут защитить пешехода от наезда.

— Увеличение Госдумой в сентябре 2013 г. ненаказуемого превышения скорости автомобилей, с 10 до 20 км/час что негативно повлияло на показатель погибших и пострадавших пешеходов (ссылка на статистику наездов);

— Изменение в 2014 г. формулировки п. 14.1 ПДД о правилах проезда пешеходных переходов, которая внесла неопределенность при квалификации факта нарушения проезда пешеходного перехода водителями: требование «остановиться» чтобы пропустить пешехода, заменено на требование «уступить дорогу», что трактуется водителями как разрешение проехать по пешеходному переходу перед пешеходом, лишь бы не задеть его (по мнению водителей – можно проехать, хотя бы, в 10 сантиметрах от пешехода);

— Пробелы в КоАП РФ:

— ПДД запрещают обгон на пешеходном переходе, а в КоАП отсутствует наказание за это правонарушение (есть наказание за нарушение п. 14.2., который требует остановиться или снизить скорость, ести впереди едущее транспортное средство остановилось или снизило скорость, однако п. 14.2 не предусматривает риски наезда на пешехода при обгоне);

— Бессистемный подход к изменению правил дорожного движения

— Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе в нарушении п.п. 14.1 и 14.2 ПДД увеличен до диапазона от 1500 до 2500 руб., а штраф за парковку на пешеходном переходе и вблизи 1000 метров от него (п. 12.5 ПДД), остается неизменным – 1000 руб., в то время как это нарушение не менее опасно для пешехода.

© Межрегиональное общественное движение за права пешеходов «Союз Пешеходов»®, 2010-2024